В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Находке поступают обращения граждан на нарушения их прав сервисными центрами и организациями, производящими ремонт бытовой и компьютерной техники. В недобросовестных ремонтных мастерских и сервисных центрах потребителям, как пра-вило, обещают сделать бесплатную диагностику и установить причину поломки. Договор не заключается, документы о приеме товара не составляются в нарушение требований за-конодательства. Очень часто уже через несколько дней работники мастерской или сервис-ного центра сообщают по телефону, что товар отремонтировали и его можно забирать. При этом называют стоимость ремонта, которая может доходить до 80% от цены нового товара. Естественно, заказчик не рассчитывает на такой дорогостоящий ремонт. Тогда в ход идут уловки, связанные с угрозами невозврата «отремонтированной» техники и даже реализа-ции в счет образовавшегося долга. В настоящее время помимо Закона «О защите прав потребителей» действуют также Пра-вила бытового обслуживания населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1514 (далее - Правила). Правилами (пункт 4) предусмотрено, что договор о выполнении работ оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать, в том числе, следую-щие сведения: - вид работы; - цена работы; - точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; - отметку об оплате потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена; Один экземпляр договора о выполнении работ выдается исполнителем потребителю. Толь-ко Договор о выполнении работ в отношении работы, исполняемой в присутствии потре-бителя (например, диагностика неисправной техники), может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и др. Помимо этого, статья 35 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает, что испол-нитель отвечает за сохранность переданной в ремонт вещи. Диагностика оборудования или устранение недостатков являются возмездной работой и подпадают под правовое регулирование Правил, следовательно, должны во всех случаях сопровождаться заключением договора в письменной форме. Если договор не содержит точного наименования, описания и цены вещи, переданной потребителем, вид выполняе-мой работы и ее цену - исполнитель не вправе требовать с потребителя какой-либо оплаты за произведенные работы и должен вернуть потребителю вещь, поскольку не имеет закон-ных оснований для ее удержания. При поиске сервисного центра или ремонтной службы, а также сдаче в ремонт неисправ-ной вещи рекомендуем придерживаться следующих правил. 1. Поинтересуйтесь отзывами тех, кто уже обращался в выбранный Вами сервисный центр. Недобросовестные исполнители не могут скрыть свою репутацию, в Интернете можно найти много негативных отзывов о компаниях, которые часто нарушают права потребите-лей. 2. Клиентоориентированность начинается с вывески. Компания, которая не хочет привле-кать лишнее внимание, не будет указывать на вывеске юридически значимую информацию о себе. Кроме того, посмотрите, есть ли в месте приемки товаров в ремонт следующая ин-формация: - перечень оказываемых выполняемых работ, форм и (или) условий их предоставления; - указание на обозначение стандартов (при наличии), в соответствии с которыми выпол-няются работы; - сроки выполнения работ; - данные о конкретном лице, которое будет выполнять работу, если эти данные имеют зна-чение исходя из характера работы; - требования, которые должны обеспечивать безопасность выполняемой работы для потре-бителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя; - образцы договоров (квитанций, иных документов) о выполнении работ; - образцы (модели) изготавливаемых изделий либо их эскизы; - перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при выполнении работ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Эта информация должна находиться в удобном и доступном для обозрения месте. 3. Помните, что потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объе-ме работу после ее принятия. Только с Вашего согласия работа может быть оплачена при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса. У сервисного центра остается Ваша вещь и, если исполнитель уверен в качестве своей работы, он не будет настаивать на большой предоплате. 4. Поинтересуйтесь, есть ли у исполнителя кассовый аппарат. Передача аванса обязательно должна сопровождаться выдачей кассового чека в бумажной или электронной форме. Кро-ме того, сформированные с использованием онлайн-касс чеки с QR-кодом, полученные при оплате работ, хранятся в информационном «облаке» налоговой службы. В настоящее время чек можно получить на электронный адрес или на номер мобильного телефона. Кроме того, потребитель может проверить достоверность выданного ему чека при помо-щи мобильного приложения «Проверка чека ФНС России» и сообщить о нарушении. Рас-четы на банковскую карту мастера недопустимы. Кроме того, документ по такой операции никак не связан с личностью исполнителя, указанного в договоре, поэтому Вы не сможете доказать факт предоплаты, если потребуется. 5. Ни при каких условиях не соглашайтесь на ремонт, если Вам не предлагают заключить договор и подписать акт приемки неисправной вещи. 6. При ознакомлении с договором, обратите внимание на выполнение пункта 4 Правил. Вот полный перечень условий, которые должны быть зафиксированы в договоре: - фирменное наименование (наименование) и место нахождения (адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при нали-чии), сведения о государственной регистрации), идентификационный номер налогопла-тельщика; - вид работы; - цена работы; - точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; - отметка об оплате потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена; - даты приема и исполнения заказа; - гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными закона-ми, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором о выполнении работ либо предусмотрены обычаем делового оборота; - другие необходимые данные, связанные со спецификой выполняемых работ; - должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавше-го заказ. 7. Обязательно прочитайте договор (его образец, который должен быть в «уголке потреби-теля»). Вас должны насторожить такие условия, как «право исполнителя в одностороннем порядке изменить вид работ или их стоимость», отсутствие гарантийного срока или его формальный характер (например, 7 дней) на результаты выполненных работ, отсылка в до-говоре к другим документам (тарифы, условия, приложения), которые размещены в Ин-тернете, но не предъявляются для ознакомления и не передаются вместе с договором. 8. При выдаче отремонтированной бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых ма-шин и приборов исполнитель обязан их осмотреть и продемонстрировать их работу (пункт 17 Правил). 9. При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе потребитель должен заявить об этом исполнителю. Указанные недо-статки должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку. Требуйте составления такого акта, ссылаясь на пункт 12 Правил. 10. После окончания работ требуйте подписания двустороннего акта о приемке работ или проставления соответствующей отметки в договоре. По вопросам, касающимся оказания юридической помощи по защите своих потребитель-ских прав, Вы можете обратиться консультационный центр Находкинского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Приморскому краю» по адресу: Находка, ул.Нахимовская,3 , по тел. 8 ( 4236) 686254. Все консультации и помощь в составлении Претензионных и Исковых документов осу-ществляется на безвозмездной основе Интересующие вопросы Вы сможете задать в Единый Консультационный Центр Ро-спотребнадзора (далее – ЕКЦ) по телефону 8-800-555-49-43, который работает в круг-лосуточном режиме и принимает одновременно до 100 звонков.
_________________ [i]С уважением, главный специалист - эксперт территориального отдела РПН по ПК в г.Находка Владимир Панченко.
|