Skip to content
Информационный еженедельник города Находка
 Добавить в избранное      Сделать стартовой
75-летию Дальтехфлота посвящается Материал в печатном номере Отправить на e-mail
РИО Панорама   
09.02.2018
 Из воспоминаний Михаила Овечкина, начальника земснаряда «Лена» в 1960-е гг.

В годы Великой Отечественной войны технический флот успешно решал поставленную перед ним задачу – создавал безопасные условия для плавания судов всех классов на подходах и в акваториях портов Сахалина, Порт-Артура и порта Дальний.
При участии судов «Дальтехфлота» были построены торговые, рыбные, лесные порты, судоремонтные заводы различных ведомств, рыболовецкие базы, базы оборонного значения, котлованы под доки и подходные каналы. География работы судов предприятия обширна: это Сахалин, Курилы, Камчатка, Татарский пролив, Николаевск-на-Амуре, Славянка и Посьет (самый южный залив нашей страны), порт Восточный.
Дальтехфлот имел на своем вооружении землесосы, многочерпаковые, грейферные земснаряды, несамоходные и самоходные шаланды, теплоходы, буксиры, моторные катера и другую технику. И вот что примечательно: люди, работавшие на такой технике, были призваны обеспечить безопасное плавание судам всех классов, но в то же время им самим приходилось трудиться в нечеловеческих условиях. Из воспоминаний Михаила Овечкина, на тот момент работавшего начальником земснаряда «Лена»:
«В тяжелых условиях приходилось трудиться морякам на паромных судах. Вспоминается работа по рефулированию (перемещение по плавучему грунтопроводу) в создании территории Славянского судоремонтного завода. Это было в 1965 году.
Многочерпаковый паровой шаландно-рефулерный земснаряд «Лена» приступил к намывным работам территории будущего завода, но с самого начала стало ясно, что сделать это будет тяжело. Два паровых котла не могли обеспечить работу черпаковой паровой машины и двух машин центробежных насосов. Причиной тому было низкокалорийное топливо («Сучанский концентрат»), а также тяжелые гравийно-галечниковые грунты. При работе летом температура в машинном и котельном отделениях доходила до 60°. Уголь «Сучанский концентрат» без постоянной шуровки (процесс очистки топлива от шлака) не горел, поэтому кочегары находились постоянно у топок, в жаре и загазованном воздухе. Молодые кочегары, прибывшие на земснаряд после окончания Находкинской ШМО (школа мореходного обучения), попадали в это пекло, и были случаи подъема их на палубу земснаряда в бессознательном состоянии. Не лучше обстояло дело в машинном отделении. Паровые машины в процессе работы смазывались маслом примерно через 15 минут, что требовало постоянного нахождения в машинном отделении машинистов. Неудовлетворительными были сальниковые устройства на машинах, и пар частично заполнял машинное отделение. Жара вынудила машинистов найти этому решение, которое вскоре сказалось на их самочувствии. В машинном отделении была поставлена большая емкость, которая наполнялась забортной водой, и в перерыве между смазками механизмов машинисты отсиживались в этих емкостях. Итог был печальным – пошли у машинистов фурункулы и простудные заболевания.
 

Земснаряд «Тихоокеанская» с глубиной черпания до 21 метра.


В 1967 году земкараван стал работать на высококалорийном Сахалинском Букочачинском угле, и дело пошло успешнее. В 1968 году работы по созданию территории завода были закончены.
Эксплуатация современных дизель-электрических судов не идет в никакое сравнение с паровыми, где условия работы хорошо озвучены в песне: «Раскинулось море широко …»
Но были и курьезные моменты. Михаил Овечкин вспоминает забавный случай, произошедший в 1975 г.
«Земкараван «Тихоокеанская» с дизельными шаландами «Приморская», «Сахалинская» и катером КЖ-24 выполнял дноуглубительные работы в бухте Малокурильская на о. Шикотан. В один из дней июня станция «Цунами» оповестила о приближении огромной волны от землетрясения. Предполагалось всем судам срочно покинуть бухту.
Для ускорения снятия с объекта земснаряду пришлось два папильонажных троса якорей порезать, а с двух лебедок просто вытравить за борт весь трос с прикрепленными к ним буйками. Шаланды к этому времени уже стояли на открытом рейде недалеко от входа в бухту. Земснаряд «Тихоокеанская», освободившись от рабочих якорей, вышел на рейд и встал поблизости с шаландами.
Время шло, никаких изменений на рейде не замечалось. Но вот появился буксир-спасатель и поинтересовался у нас, не видели ли здесь судно, терпящее бедствие? Сигналы бедствия указывали, что судно, терпящее бедствие, посылает сигналы SOS именно с места нахождения наших судов. После нашего ответа, что ничего подобного мы не наблюдали, буксир снялся и ушел. Через некоторое время поступило от станции оповещение – отбой цунами. Суда земкаравана вошли опять в бухту, стали завозить рабочие якоря для продолжения дноработ. Но тут опять появляется в бухте буксир-спасатель, который через инстанции по позывным судна узнал, что сигнал SOS посылает наша дизельная шаланда «Приморская». Оказалось, что радист шаланды после перегона из п. Находка на о. Шикотан ушел в отпуск, а на судне остался дублер, выпускник Находкинской ШМО, класса радистов. Он не отрицал, что находился в радиорубке, любопытства ради что-то переключал, переставлял.
Стало ясно, кто был виновником этого переполоха. Пришлось службе связи разрабатывать мероприятия, дабы исключить в будущем подобные случаи, а управлению заплатить штраф».
 
Ольга ЧЕРЫКОВА,
специалист по учету
музейных предметов
 

Добавить комментарий

Ваши комментарии не должны содержать призывов к насилию, разжиганию межнациональной розни и экстремизму, оскорблений, нецензурной лексики, а также сообщений рекламного характера. Все комментарии, не отвечающие этим требованиям, будут модерироваться или удаляться.


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Авторизация

Информация

Партнеры

Реклама

.

Кто он-лайн

None

Статистика

Партнеры сайта