Skip to content
Информационный еженедельник города Находка
 Добавить в избранное      Сделать стартовой
Развитие Находки: где искать перспективы? Материал в печатном номере Отправить на e-mail
Светлана Алексеева   
25.10.2017
На прошлой неделе портовики Находки обсуждали вопросы развития своей отрасли с врио губернатора Приморья. Сегодня порты – бесспорно, главная движущая сила экономики Находки. Но только ли в них заключено ее будущее?

На совещании с врио губернатора Приморья Андреем Тарасенко представители стивидорного бизнеса рассказали о первоочередных задачах, требующих помощи органов власти, подняли актуальные вопросы, значимые для развития портовой отрасли – необходимость увеличения флота, объема перевозок, развития железнодорожной инфраструктуры. Представитель ДВЖД проинформировал их, что РЖД во время второго этапа развития программы БАМ-Транссиб планирует направить 396 млрд рублей на реконструкцию железнодорожной инфраструктуры и расширения «узких» мест в Приморском крае. Врио губернатора заверил, что руководство региона готово активно взаимодействовать с портовиками, чтобы развивались как предприятия, так и экономика края. И все участники совещания сошлись на том, что «Приморью нужна перевалка».
Но только ли от объемов грузооборота зависит благополучие региона и населения приморских портовых городов и в частности Находки? Только ли в экономических факторах заключается само понятие «развитие»?

Портовый парадокс
Планы развития территорий, как правило, одной из главных задач ставят увеличение населения. А как показывает набившая оскомину ситуация с угольной пылью, рост перевалки в портах иногда может не только не способствовать благополучию города, а прямо наоборот – вызывать у массы людей желание уехать из него куда глаза глядят.
Этот парадокс отмечают приезжие специалисты. Еще в 2006 году по заказу городской администрации был разработан Стратегический план развития Находкинского городского округа. В анализе, который провели авторы документа, в частности говорилось: «Портовый комплекс работает на Россию, но не на город. Порты платят налоги, пошлины, оплачивают потребляемые ресурсы (электроэнергию, воду, тепло) и считают, что дальше их ничего в городе не касается... портовый комплекс расходует практически уже выработанный ресурс городской инфраструктуры, не отвечая за его возобновление, занимает лучшие участки города, не компенсируя сообществу нарушенную экологию и отсутствие набережных. Из-за особенностей российского бюджетного и налогового законодательства городской бюджет имеет среднюю для российских городов-доноров бюджетную обеспеченность. Однако по абсолютным показателям бюджета хватает только на исполнение основных полномочий, но не на развитие и тем более на совершенствование городской среды. Это драматическая ситуация, в которой нет виновных, но есть пострадавшие – город и городское сообщество».
Авторы проекта тогда сделали вывод: крупные производства должны участвовать в решении насущных задач развития города не только через налоговые платежи, но и на основе донорского проектного финансирования. «Необходимо задействовать этот важнейший, с точки зрения стратегических интересов городского сообщества, ресурс в развитии города, чтобы компенсировать их негативное экологическое воздействие и затраты на воспроизводство инфраструктуры».
За десять лет ситуация изменилась только к худшему: объемы перевалки растут, номенклатура груза сместилась в сторону практически одного груза – угля, и пока что четких перспектив изменить это не видят ни городские власти, ни сами стивидоры.

Ученые рекомендуют

Так есть ли возможность для компромисса? За счет чего еще Находке развиваться? Научно обоснованные ответы на эти вопросы постарались дать авторы коллективной монографии Находкинского филиала ВГУЭС «Находка как транспортный мегакомплекс: проблемы и перспективы устойчивого развития». Соглашаясь с тем, что в социально-экономическом развитии Дальнего Востока транспорт играет особую роль, авторы в то же время видят перспективы не в количественных, а в качественных изменениях экономики.
«В современной трактовке развитие территории рассматривается, прежде всего, с позиций социального результата – повышения качества жизни населения, означающего такие социальные перемены, которые обеспечивают равные возможности более широкому кругу людей воспользоваться общественными благами – образованием, здравоохранением, жильем и т. д.».
Устойчивое развитие, по мнению ученых, предполагает право людей на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой; удовлетворение потребностей в благоприятной окружающей среде как нынешнего, так и будущих поколений; исключение моделей развития производства и потребления, не способствующих устойчивому развитию.
Авторы предлагают зонирование территорий и акваторий города по хозяйственному освоению:
– Залив Находка и его побережье – зона промышленного освоения.
– Залив Восток и западнее до бухты Анна, а также участок от мыса Поворотного до бухты Триозёрье с относительно удовлетворительной экологической ситуацией – зоны развития рекреации, туризма, марикультуры, прибрежного рыболовства, сельского хозяйства, малого судостроения.
Важное место должны занять создаваемые свободные экономические зоны, технопарки, «пусковые комплексы» по производству экспортной продукции и экологические производства:
– предприятия рыбной отрасли, переориентированные с выпуска сырья на его комплексную малоотходную переработку;
– увеличение в морском грузопотоке экологически чистых грузов за счет более широкого развития контейнерных перевозок;
– развитие фармакологического производства биологически активных препаратов на основе переработки уникального сырья животного и растительного происхождения;
– создание специального экологического флота, включая нефтемусоросборщики, обеспечивающего очистку портовых акваторий.
Еще один неоднозначный шаг предлагают специалисты Тихоокеанского института географии ДВО РАН: объединить три муниципальных образования – Находку, Партизанск и Партизанский район – в единое административно-территориальное образование. С расширением территории и акватории в Находке, считают они, будут созданы условия для более успешного решения проблем в развитии сельхозпроизводства, марикультуры, лесопереработки и туризма, восстановления фармацевтической и угольной отрасли в Партизанске. Все это может послужить импульсом активного развития вновь образованного района, считают ученые.
 

Генплан предлагает
А теперь ближе к реальности. В 2017 году Находка живет с новым генеральным планом, определяющим развитие территории городского округа. Документ выполнен Западно-Сибирским научно-исследовательским проектным институтом.
Генплан, как сообщала на официальном сайте администрация города, выполнен в соответствии с ролью, которая отводится Находке в индустриальном и транспортно-логистическом направлении развития Приморья, и отражает перспективы Находки до 2035 года. Эффектом его реализации станет рост численности населения, оживление деловой активности и повышение качества жизни.
В процессе корректировки предыдущего плана значительно изменились функциональные зоны микрорайона Врангель в соответствии с дальнейшим формированием портово-производственной зоны и эшелонированного порта на базе транспортного узла «Находка-Восточный». Развитие сопряжено со строительством Завода минеральных удобрений, береговых перевалочных сооружений и железнодорожного парка.
Новым генпланом предусмотрены участки, по которым пройдут современные автотрассы, как транспортное обеспечение крупных инвестпроектов. Так, строящаяся скоростная многополосная дорога федерального значения «Владивосток-Находка-порт Восточный» станет частью международного коридора «Приморье-1». Трасса «Восток» протяженностью 824 км свяжет порты городского округа с крупнейшими магистралями страны.
Развитие центральной части Находки, где в настоящее время проживает порядка трети всего населения, связано с перспективой строительства порядка 160 тыс. кв. метров жилья в год. Это потребует комплексного освоения почти 3 тыс. га свободных массивов и использования их под многоэтажную и блокированную застройку. Планируется, что к 2035 году жилфонд городского округа на 40% будет состоять из домов высотной и средней этажности, еще 20% составят малоэтажные здания и 40% – индивидуальные строения усадебного типа.
Ливадия, как самый экологически безопасный район, продолжит курс на создание зон массового отдыха и малоэтажной застройки, развитие рыбодобывающего и рыбоперерабатывающего производств. Здесь же предложено организовать хозяйство по развитию марикультуры. Вместе с тем здесь предстоит решить вопросы благоустройства создаваемых кварталов индивидуальных домов, связать микрорайон со строящейся федеральной трассой.
Перспективы увеличения населения Находки потребуют строительства соответствующей инженерной и социальной инфраструктуры: создание объездной трассы в западной части города, новых радиальных улиц, обустройство прибрежной полосы для развития маломерного транспорта. В зависимости от прогнозируемой численности населения микрорайонов определены участки для строительства порядка 2 тыс. мест в детских садах, 4 тыс. – в школах, более 2 тыс. мест – в учреждениях среднего профессионально-технического образования.
Как видим, некоторые моменты в трех упомянутых документах перекликаются. Это внушает надежду на то, что развитие Находки в лучшем понимании этого слова возможно и в будущем на смену бесконечной гонке за объемами все-таки придет фактор качества жизни.
 

Материал подготовлен в рамках государственной программы Приморского края «Информационное общество» на 2013-2020 годы по тематическому направлению «Проекты социальной, культурно-просветительной направленности, обеспечивающие информирование о мероприятиях в честь праздничных дат Российской Федерации и Приморского края, о социально значимых мероприятиях, мероприятиях, направленных на достижение общественно полезных целей, на пропаганду памятных дат истории Отечества, государственных символов».
 

Добавить комментарий

Ваши комментарии не должны содержать призывов к насилию, разжиганию межнациональной розни и экстремизму, оскорблений, нецензурной лексики, а также сообщений рекламного характера. Все комментарии, не отвечающие этим требованиям, будут модерироваться или удаляться.


Защитный код
Обновить

След. >

Авторизация

Информация

Партнеры

Реклама

.

Кто он-лайн

None

Статистика

Партнеры сайта