Skip to content
Информационный еженедельник города Находка
 Добавить в избранное      Сделать стартовой
Образование Приморского края Материал в печатном номере Отправить на e-mail
Зоя Ковалёва   
18.10.2017
Край, в котором мы живём, называется Приморским. В этом названии отражена существенная особенность: географическая привязанность к Тихоокеанскому побережью. Океан оказывает своё определяющее влияние на экономику края.

История административного преобразования Приморского края состоит из нескольких этапов. Приморская область образована с административным центром в Николаевске-на-Амуре в 1856 г. решением государственного совета из приморских территорий Восточной Сибири. В состав Приморской области вошёл Южно-Уссурийский край после заключения Пекинского договора в 1860 г. В 1890 г. военный губернатор Приморской области П.Ф. Унтерберг издаёт циркулярное письмо о переводе из Хабаровска во Владивосток управление областью. Владивосток становится административным и экономическим центром Приморской области.
20 октября приморцы отметят знаменательное событие: 79 лет образования Приморского края. Именно в этот день в 1938 году вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края». Это было сделано в целях руководства народным хозяйством.
Это был сложнейший период. Японцы в 1932 г. оккупировали Маньчжурию и разместили у границы Квантунскую армию. Агрессивность Японии вылилась в вооружённый конфликт в районе озера Хасан в июле-августе 1938 г., когда японцы попытались захватить часть советской территории. Однако войскам Дальневосточного Краснознамённого фронта под командованием В.К. Блюхера удалось разгромить противника. 10 августа 1938 г. между СССР и Японией было подписано соглашение о перемирии. Но угроза военного вторжения вынуждала осуществлять меры по обороно-способности края. Поступала новая боевая техника, оружие. Военные моряки получили новые корабли, с 1933 г. в их распоряжении появились подводные лодки.
Сводный отряд подводного плавания с базированием в бухте Находка (залив Америка) был образован 14 ноября 1934 года в составе одного дивизиона 1-й бригады подводных лодок и полудивизиона 3-го дивизиона 2-й бригады, размещавшихся во Владивостоке. Командиром был назначен Г. Н. Холостяков.
В феврале 1935 года в бухту Находка пришли три подводные лодки типа М 4-й бригады. На основании этого же приказа создается новый отряд подводного плавания с базированием в бухте Находка и включающий в себя 5-й дивизион 1-й бригады ПЛ (подводные лодки Щ-117, Щ-118, Щ-119 и Щ-120) и 4-й дивизион 2-й бригады ПЛ (подводные лодки М-19, М-21 и М-22). Новому сводному отряду для обеспечения боевой подготовки придается база подводных лодок «Саратов», водолазная партия ЭПРОН и тральщик № 11 «Пластун».
Серьезный вклад в социальное развитие Находки внесли строители 5-й бригады подлодок (5 БПЛ, командир Г.Н. Холостяков), базировавшейся в бухте Находка в 1934-1936 гг. Ранней весной 1935 года началось строительство стадиона, уже в мае спортивная площадка была готова, и через месяц состоялась бригадная спартакиада. С прибытием офицерских семей появился родильный дом и школа, клуб, баня. До сих пор на улице Макарова, в районе Нефтебазы, стоят несколько домов, построенных матросами-подводниками. Два дома до сих пор сохранились на остановке «Лесная», на одном из которых под козырьком подъезда когда-то была надпись «1934 г.».

Какие события происходили в тот период в Находке?
В 1931 г. на побережье бухты Находка работают изыскательские экспедиции – гидрогеологи из Ленинграда.
Старожил города Б. Романов вспоминает: «В 1931 году молодых учителей г. Партизанска послали на работу в деревню Находку. Меня направили в поселок (тогда он назывался «Дальгосрыбсбыт»), где год назад открыли школу. Учащихся было человек 50 по 10-15 учеников в каждом классе. Ребята сидели в одной комнате: слева от учителя – один класс, справа – другой. Много учебного времени уходило на экскурсии, работу на пришкольном участке, благоустройстве территории школы и поселка, помогали рыбакам в путину. Деревня в то время имела около 50 дворов, располагавшихся на возвышенности, где сейчас площадь горисполкома. Одна улица «Деловая» спускалась от вершины холма к устью реки Каменка и переходила в проселочную дорогу, идущую на Сучанский рудник, другим концом дорога упиралась в скалу, где сейчас здание управления порта. Здесь стояло небольшое деревянное здание агентства Совторгфлота, несколько складов. Где сейчас выставочный зал Дальинторга, стоял небольшой домик – школа с одной классной комнатой. На берегу был «деловой центр» Находки. На этот берег приходил пассажирский пароход из Владивостока. Он останавливался в 150-200 метрах от берега, кунгусом на берег перевозили пассажиров и груз. Жители деревни занимались в основном единоличным сельским хозяйством, ловлей рыбы у берега, продавали ее крестьянам окрестных сел. Вдоль речки Каменки были сенокосные угодья, в районе Пади Ободной было небольшое поселение крестьян-бедняков – деревня «Американка» дворов 30. В Находке не было клуба, избы-читальни. Местом просветительной работы была школа. Изредка в деревню привозили кинопередвижку, демонстрировали киноленты того времени, молодежь под руководством учителя устраивала самодеятельные спектакли. Когда зимой замерзала бухта, к нам приходили со всей Находки смотреть спектакли и представления. Мы – комсомольцы – оказывали шефскую помощь пограничникам, оформляли им стенгазету, выступали на заставе со струнным оркестром.
В поселке Дальгосрыбтреста на мысе Астафьева жизнь проходила более оживленно. Там было значительно больше молодежи. Основным занятием населения была рыбная ловля и обработка рыбы. Был в Находке в то время еще один обжитый уголок – база Дальлеса. На месте морвокзала было круглое озеро-лачуга, соединенное с бухтой узким каналом. На берегу озера стояло небольшое деревянное строение – мастерские и контора базы треста «Дальлес». Лес, заготовленный в верховьях реки Партизанской, сплавлялся по ней до села Екатериновка. Здесь лес собирался в плоты и небольшим буксирным катером «Иха» от села Владимиро-Александровское по реке и заливу доставлялся в озеро, которое называлось «пятачок».
До 1934 года берега бухты Находка, за исключением обжитых участков деревни Находки, промысла ДГОТ на мысе Астафьева и частично озера «пятачок», были пустынны и представляли из себя заросли леса и кустарника, большого заболоченного луга в конце бухты – в районе станции Рыбников.
В 1934 г. открыта станция Лациса (станция Находка).
В 1939 г. было начато строительство Находкинского торгового порта.
О Приморье можно много раз сказать «Всё самое, самое и впервые!» Территория Приморья равна 164,7 тыс. кв. км. Это больше территорий Бельгии, Голландии, Дании и Швейцарии, вместе взятых. Залив Петра Великого – самый большой материковый залив Японского моря. Мокрушинская пещера в Ольгинском районе является самой крупной пещерой на Дальнем Востоке. Единственный в России Дальневосточный морской заповедник был утверждён в 1978 году. Из шести подвидов тигра, обитающих сегодня на Земле, амурский тигр – самый крупный. Праздник «День тигра» проводится в Приморье с 2000 г. Тигр изображен на гербах Приморского и Хабаровского краев, Надеждинского, Спасского и Пожарского районов Приморья, Владивостока, Лесозаводска и Хабаровска. Самые маленькие птицы на Дальнем Востоке – желтоголовый королёк, певчая птица весом 6-7 грамм, и корольковая пеночка, её вес не превышает 6-8 грамм. Самое редкое, загадочное насекомое, обитающее в России, только в Приморье – палочник уссурийский. Самой крупной в России дневной бабочкой является синий махаон, или хвостоносец Маака. В Приморье произрастают редкие целебные растения – женьшень, бархат амурский, элеутерококк колючий, заманиха высокая, аралия; самое маленькое в мире растение – ряска японская.
Первая в Приморье подробная морская карта с указанием глубин была составлена в 1860-1861гг. В 1861 г. в Петербурге было опубликовано первое систематизированное научное географическое исследование Уссурийского края – двухтомное «Путешествие по долине реки Уссури» Ричарда Маака. Первая научная организация края – Общество изучения Амурского края – образована в 1884 году. Первый островной маяк в крае, давно ставший символом Владивостока, установлен 20 ноября 1876 года на острове Скрыплёва. Первый поезд ТрансСиба впервые последовал во Владивосток в октябре 1916 года. Первая женщина-капитан Дальнего плавания А.И. Щетинина – Почётный житель Владивостока. Самый большой порт Дальнего Востока, крупнейший в России угольный терминал – Восточный порт. Немного в мире городов, имеющих суда класса – большие парусники. Во Владивостоке это «Паллада» и «Надежда». Известный путешественник Фёдор Конюхов начинал свои первые путешествия из Находки.
 

Материал подготовлен в рамках государственной программы Приморского края «Информационное общество» на 2013-2020 годы по тематическому направлению «Проекты социальной, культурно-просветительной направленности, обеспечивающие информирование о мероприятиях в честь праздничных дат Российской Федерации и Приморского края, о социально значимых мероприятиях, мероприятиях, направленных на достижение общественно полезных целей, на пропаганду памятных дат истории Отечества, государственных символов».
 

Добавить комментарий

Ваши комментарии не должны содержать призывов к насилию, разжиганию межнациональной розни и экстремизму, оскорблений, нецензурной лексики, а также сообщений рекламного характера. Все комментарии, не отвечающие этим требованиям, будут модерироваться или удаляться.


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Авторизация

Информация

Партнеры

Реклама

.

Кто он-лайн

None

Статистика

Партнеры сайта