Skip to content
Информационный еженедельник города Находка
 Добавить в избранное      Сделать стартовой
ЖКХ: новое в законодательстве Материал в печатном номере Отправить на e-mail
Светлана Алексеева   
12.07.2017
Познав жизнь во всех её проявлениях, древнекитайский философ Конфуций обронил фразу: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен!» А почему? Сложно? Зато интересно и разнообразно! Ровная и гладкая, размеренная и простая, не отвлекающая от выбранного курса жизнь явно не для сферы жилищно-коммунальных услуг в нашем государстве.

Слишком много перемен. А вдруг эти перемены к лучшему? Особенно, если быть к ним готовыми и грамотно использовать в своих интересах. Начать планировать, координировать и управлять, а не пускать всё на самотёк, сопротивляться и отгораживаться.
За последние десять лет законодательство в сфере начислений ОДН менялось несколько раз. Порой параллельно федеральным законам действовали собственные региональные акты. Всё это только запутывало жильцов. Новая схема, которая должна устранить недостатки предыдущих, вновь вызывает много вопросов. Но всё по порядку.
До 1 января 2017 года мы платили старый ОДН, а вот уже с 1 июля вступили в эпоху ОДН по новому стилю.
С 1 января ОДН перевели из коммунальных услуг в жилищные, включив его в строку квитанции «Общее содержание жилья». Перенос строки в платежках позволит начать регулировать начисление платы за общедомовые нужды (ОДН). Сюда входит плата за коммунальные услуги (за холодную и горячую воду, электро– и теплоэнергию, газоснабжение и водоотведение), которые идут на содержание мест общего пользования в доме (освещение в подъезде и т. п.). Платежи стали рассчитывать не по счётчикам, а по нормативам, игнорируя показания общедомовых счетчиков даже там, где они есть. Многие жители стали платить за ОДН в два раза больше, потому что в нормативе учитывается площадь мест общего пользования, например, кубатура подвалов, даже если там горит всего одна лампочка. Это и вызвало массу обращений и жалоб. По стране прошёл шквал негодований: люди вообще отказывались платить, предъявляли свои собственные расчёты, писали претензии. Правда, некоторые регионы и города эта буря миновала, поскольку краевые власти приняли своевременное решение и проявили гибкость – продолжали рассчитываться за ОДН не по нормативам, а по общедомовым приборам учёта. Отметим, с начала года в государственную жилищную инспекцию Приморского края поступило около 600 обращений граждан на предмет правильности выставления счетов за ОДН. Жилищные инспекторы напоминают, выставлять счета за потребленные ресурсы обслуживающие организации должны только по приборам учета. Управляющие компании обязаны информировать жильцов, разъяснять им порядок начисления платежей, аргументировать, откуда в коммунальных квитанциях берутся те или иные цифры.
Департамент по тарифам Приморского края утвердил новые нормативы на потребление электричества, горячую и холодную воды на общедомовые нужды. Новые тарифы на потребление электроэнергии для содержания общего имущества в многоквартирном доме снижены. Кроме того, в нормативе за электроэнергию появились две новые категории.
«Введены позиции для многоквартирных домов с лифтами и оборудованных электроотопительными, электронагревательными установками для горячего водоснабжения в отопительный период и вне его», – уточнили в ведомстве, отметив, что введение этих категорий обусловлено особенностями некоторых новостроек.
Постановление о введении новых тарифов вступило в силу с 1 июля 2017 года.
Нормативы, которые введены с 1 июля 2017 г., должны быть максимально приближены к реальному потреблению. Однако Минстрой, несмотря на многократные обещания, по сей день не разработал единую методику, по которой нужно считать новый ОДН. А потому разброс цифр по России весьма ощутим и тарифы в различных уголках России отличаются друг от друга. И это несмотря на то, что начиная со времен СССР дома в нашей стране в подавляющем большинстве строятся по типовым проектам.
К общедомовому имуществу, согласно ст. 36 п. 1 Жилищного кодекса РФ, относятся помещения, которые не являются частями квартир и служат для общего использования. В число таких помещений входит:
•лифты и лифтовые шахты;
•крыши и технические этажи дома;
•межквартирные лестничные площадки и коридоры;
•чердаки и подвалы, в которых есть инженерные коммуникации;
•земельный участок, на котором расположен дом, включая элементы благоустройства, расположенные на территории дома (например, клумбы или детский двор).
Платеж рассчитывается, исходя из показаний общедомовых приборов учета (ОДПУ) тепла, воды и электроэнергии. Сейчас они установлены в большинстве многоквартирных домов.
Иными словами, ОДН – это разница между показаниями общедомового прибора учета и личными счетчиками жильцов. Если же у собственников квартир отсутствуют индивидуальные приборы учета, объем потребляемых ресурсов распределяется пропорционально доле квартирной площади в составе суммы всех площадей общедомового имущества.
Разница между реальным потреблением и нормативом будет являться прямыми убытками управляющих компаний и ресурсовиков. Самое простое решение, которое нашли власти, – снизили ОДН. Норматив на ОДН, который заработал с 1 июля, указывает на то, что рынок ЖКХ станет убыточным. Народ будет недоплачивать УК – УК будет недоплачивать поставщикам (электросетям и водоканалам). В такой ситуации протестовать будут не люди, протестовать будут управляющие компании.
 

 
Ключевой тезис нововведений Минстроя заключается в том, что УК и ТСЖ не смогут распределять на собственников расходы, превышающие установленный нормативом размер ОДН. Нецелевое использование ресурсов в домах станет платежным бременем для самих управляющих организаций. Конечно, в таких условиях УК и ТСЖ вынуждены
будут «перекрывать» расходы на коммунальные ресурсы за счет других статей или включать в квитанции «скрытые платежи». Но рано или поздно тайное становится явным.
Тем более что ответственность управляющих организаций за неправильные расчеты ежемесячной платы регламентирована Федеральным законом №176-ФЗ от 29.06.2015 г.
Согласно законодательству, за некачественное предоставление коммунальных услуг или завышение оплаты при расчете УК обязана заплатить неустойку потребителям.
Но это только предположения. Как говорится, «цыплят по осени считают». Тем более что до неё рукой подать.
Ну и, конечно, быстрее всего граждане заметили традиционное повышение тарифов за жилищно-коммунальные услуги. Это касается, прежде всего, воды и электроэнергии.
В соответствии с Постановлением департамента по тарифам администрации Приморского края № 73/1 от 26 декабря 2016 года одноставочный (суточный) тариф для граждан, проживающих в городских населенных пунктах и поселках городского типа, составит 2,83 рубля за киловатт-час. Для потребителей, имеющих двухтарифные приборы учета, дневной тариф установлен в размере 3,15 рубля за киловатт-час, ночной – 1,14 рубля за киловатт-час.
Что касается водоснабжения, то согласно Постановлениям Департамента по тарифам Приморского края – № 59/9 от 17 ноября 2016 г. (Приложение № 3) и № 50/9 от 12 ноября 2015 г. (Приложение № 4)
– с 1 июля 2017 года тарифы на питьевую воду и водоотведение для потребителей МУП «Находка-Водоканал», находящихся на территории Находкинского городского округа, будут составлять:
– на питьевую воду для населения (с учётом НДС) 37,29 руб. за 1 куб. м;
– на водоотведение для населения (с учётом НДС) 26,66 руб. за 1 куб. м.
Такой размер тарифа устанавливается на год – до 30 июня 2018 года.
Кроме того, со следующего месяца будет немного изменён вид квитанции для оплаты услуг МУП «Находка-Водоканал». Во-первых, в квитанции отдельной строкой будет указан размер пени (т. е. долга за просрочку платежа) на дату выпуска квитанции. Ранее водоканал выставлял пеню отдельной квитанцией, которую рассылал раз в три месяца. Нужно иметь в виду, хотя квитанция от водоканала придёт одна, начисленную пеню нужно обязательно оплачивать отдельным платежом. Если просто увеличить текущий платёж на размер пени, то деньги будут зачислены на лицевой счёт как оплата водоснабжения/водоотведения, а пеня останется непогашенной.
Во-вторых, из квитанций для жителей многоквартирных домов будет убрана графа, куда раньше вписывались показания приборов учёта для передачи их в водоканал. Теперь показания нужно передавать не в водоканал, а в управляющие компании. Поэтому пустая графа «для передачи показаний» изъята.
На этот год также запланирован полноценный запуск системы «ГИС ЖКХ». Это единый информационный ресурс, который позволит жильцам совершать платежи онлайн, следить за информацией о деятельности своих управляющих компаний, стоимости услуг, кредиторской задолженности, тарифах и т. п.
С 1 июля ресурсоснабжающие организации (РСО), управляющие организации (УО), товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и органы местного самоуправления обязаны размещать в ней информацию в полном объеме.
 

Материал подготовлен в рамках государственной программы Приморского края «Информационное общество» на 2013-2020 годы по тематическому направлению «Повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, внедрение новых технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
 
< Пред.   След. >

Календарь

 
« 19 Ноя 2017 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930     

Последние комментарии

Авторизация

Информация

Партнеры

Реклама

.

Кто он-лайн

None

Статистика

Партнеры сайта