Skip to content
Информационный еженедельник города Находка
 Добавить в избранное      Сделать стартовой
Выход в свет Материал в печатном номере Отправить на e-mail
Елена Судгаймер   
14.06.2017
«Доступная среда» – государственная программа, направленная на улучшение условий жизни инвалидов. Как она реализуется в нашем городе, рассказала председатель общества инвалидов НГО БОНДАРЬ Ирина Алексеевна.

– Ирина Алексеевна, расскажите, как осуществляется работа по программе «Доступная среда» в нашем городе? Какая ее основная цель?
– Основная цель заложена в самом названии – создать безбарьерную среду, сделать окружающую нас инфраструктуру доступной не только для здоровых людей, но и для людей с ограниченными возможностями, интегрировать инвалидов в общество. Хочу сказать, что в Находке хорошо сложилась эта работа. Есть федеральная программа. Она продлена до 2020 года. На ее основе разработана программа муниципальная. Создана комиссия, которая работает уже несколько лет. В нее входит более 10 специалистов отделов и управлений администрации, отдела социальной защиты населения. Возглавляет комиссию заместитель главы. Я являюсь экспертом. Хочется отметить, что программа рассчитана на то, чтобы улучшить условия не только инвалидов-колясочников, инвалидов по зрению и слуху, но и людей-опорников, тех, кто в силу заболевания передвигается с опорой на костыли, трость, для мам с колясками, пожилых людей. Сразу и полностью обустроить все объекты по программе «Доступная среда» невозможно. Наше взаимодействие хорошо отлажено в работе с муниципальными объектами. Комиссией обследуем объект, составляем паспорт доступности, подаем заявку в краевой Департамент труда и социального развития. Потом идет выделение средств, и те или иные работы осуществляются. Бывает, что здание никак нельзя приспособить под особенности тех же инвалидов. Все равно ищем какую-то альтернативу. Например, в линейном отделе на Пограничной были очень высокие ступеньки. И пандус было невозможно обустроить. Тогда руководство в 2015 году установило подъемник.
В «Портовике» вот уже два года проходит Школа здоровья для детей-инвалидов и взрослых. К 5 мая в этом году здесь сделали пандус. Причем сделали сами, не дожидаясь финансирования из края. Недавно там проходил праздник «День добра» для детей-инвалидов нашего города, и у колясочников, опорников уже не было проблем с тем, чтобы войти в помещение.
Можно смело сказать, что аптеки, музей, культурные и медицинские учреждения, новые объекты уже по большей части соответствуют принципам доступности. Нет никакого сравнения с тем, что было 6-7 лет назад. Изменилось все в лучшую сторону. Теперь мы часто выходим в музей, например. С нашими детьми тут организуют замечательные мастер-классы.

– Наверняка есть объекты, которым в силу особенностей постройки сложно или даже невозможно соответствовать принципам доступности?
– Безусловно, такие объекты есть. Но всегда есть возможность комиссионно решить задачу. Например, в 2013 г. проводили обследование городской стоматологической клиники. Увидели, что нет возможности полностью обеспечить доступность, обеспечили ее частично, дополнительно заключили договор на стоматологическое обслуживание лежачих больных на дому.

– А как люди с ограниченными возможностями оценивают доступность магазинов?
– Полностью доступных магазинов нет. Есть частично доступные. Парковочные места, тепловые двери, пандус – это уже хорошо. Дальше предприниматели часто не думают о потребностях человека с ограниченными возможностями. Самое больное место – полы. Везде укладывают скользкую плитку. Человек-опорник не может идти, костыли разъезжаются, человек падает. А решение простое – узкая прорезиненная дорожка. Хочется видеть у прилавков, у кассы элементарные крючки для того, чтобы тот же пожилой человек имел возможность вставить туда тросточку, пока расплачивается за покупки. Очень простые казалось бы вещи. Индукционные петли для слабослышащих людей уже установлены в муниципальных учреждениях. В магазинах они тоже необходимы. Важный элемент – кнопка помощи. Обычно ее устанавливают на входе в магазин. По сигналу, который подает, например, инвалид, выходит сотрудник магазина и помогает с покупками.

– До того момента, как у человека с ограниченными возможностями будет возможность попасть в магазин, ему ведь как-то из собственного подъезда выйти надо?
– Новостройки обязательно должны соблюдать принцип доступности. На стадии проектирования должно быть все предусмотрено. Если в проекте все красиво прописано, а при сдаче дома выявляются нарушения, то инвалид имеет право инициировать проверку и требовать исправления нарушений. Застройщик ошибается, если думает, что инвалид все равно не сможет купить квартиру в новостройке, поэтому и предусматривать, и оборудовать ничего не надо. Любой пожилой человек, мама с коляской будут благодарны за этот комфорт, который обеспечивает программа «Доступная среда». Да и от проблем со здоровьем в элитной новостройке не спрячешься. Инвалидами ведь часто не рождаются, а становятся.
 

– А что можно сказать про вторичное жилье?
– Подвижки в сторону улучшения здесь тоже есть. В середине 2016 года было принято Постановление «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов». С 2017 года работает комиссия по обследованию жилищных условий людей с ограниченными возможностями. В нее обязательно входит представитель управляющей компании, обслуживающей многоквартирный дом. Я, как председатель Общества инвалидов, готовлю списки людей, нуждающихся в обеспечении доступности. Согласно этому списку, мы приезжаем, проверяем и думаем, как доступность обеспечить, выслушиваем требования, пожелания каждого конкретного человека. Согласно Постановлению изучение вопроса начинается с придомовой территории – нужно ли инвалиду закрепленное парковочное место, например. Дальше изучается необходимость изменения и переоборудования жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности. Определяется возможность обеспечить беспрепятственный доступ инвалида к жилому помещению.
Постановление новое. Опыта работы по нему еще нет. Но я очень надеюсь, что, благодаря этому документу, ситуация с доступностью изменится к лучшему.
Наша организация зарегистрирована в общественной приемной при президенте РФ. Часто нам пишут оттуда, просят провести мониторинг, анкетирование именно по программе «Доступная среда». Краевое общество инвалидов дает списки социальных объектов, которые мы должны проверить. Приходят письма от департамента труда и социального развития с заданиями составить акты обследования. Работа проводится большая. И главное, что результат проявляется.

– Выбраться из дома – большой и важный шаг. А дальше как путь прокладывать?

– Вообще паспорт доступности объекта начинается с остановки. Создается карта движения. Учитываются все – перепады, наклоны. То есть задача состоит в том, чтобы вжиться в ситуацию инвалида, в его потребности и обустроить ему беспрепятственный путь от остановки до дверей собственной квартиры.

– Как сделать доступным общественный транспорт?
– Есть надежда, что по программе софинансирования получится закупить 2-3 автобуса. На автобусе будет обязательно стоять значок – «Доступен для инвалида». Дальше будем решать вопрос о том, в какое время пускать эти автобусы, как составить оптимальное расписание.

– Ирина, Алексеевна, а с каким отношением людей человек с ограниченными возможностями сталкивается на улице? Не привыкли же люди наши к присутствию инвалидов.
– Отношения – это целая тема для разговора. Действительно, доступная среда – это не только различные приспособления, это еще и человеческое отношение, готовность людей принять. Не редкость, что взрослые люди часто пальцем на детей-инвалидов показывают.
Есть у нас мысль – запустить в кинотеатрах социальные ролики, знакомящие с людьми, ограниченными по своим возможностям, с особенностями их поведения.
Ситуация меняется. Не без гордости могу сказать, что в 2014 году мы с большим трудом устроили двух детей-инвалидов в детские сады города. Сегодня таких детей уже 40. Это очень важный психологический момент. Сложный. Когда требуется профессионализм, терпение, доброта всех без исключения участников этого процесса.
 

Материал подготовлен в рамках государственной программы Приморского края «Информационное общество» на 2013-2020 годы по тематическому направлению «Повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, внедрение новых технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
 
< Пред.   След. >

Календарь

 
« 23 Авг 2017 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031     

Последние комментарии

Авторизация

Информация

Реклама

Партнеры

Реклама

.

Кто он-лайн

None

Статистика

Партнеры сайта