Skip to content
Информационный еженедельник города Находка
 Добавить в избранное      Сделать стартовой
Город, ставший для людей находкой Материал в печатном номере Отправить на e-mail
РИО Панорама   
17.05.2017
Находка получила статус города 18 мая 1950 г., когда Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок был преобразован в город краевого подчинения. Началась новая страница в истории Находки. 

Вступали в строй новые причалы торгового порта, строились судоремонтные заводы и промышленные предприятия, возводились жилые кварталы, школы, больницы.
После XX съезда партии Находка стала ударной комсомольской стройкой: на строительных лесах, в цехах заводов и фабрик тон в социалистических соревнованиях задавала комсомольская организация.
С тех пор город увеличился по территории в 1,4 раза, по численности населения – в 5 раз. Находка до сих пор – один из самых молодых городов Дальнего Востока, средний возраст его жителей – 36 лет.
В состав муниципального образования кроме города входят поселки Врангель, Ливадия, Южно-Морской, села Анна, бухта Средняя. Душкино, Козьмино. Город вытянут по берегу бухты и залива более чем на 20 км. Административно-хозяйственный центр города находится в районе мыса Шефнера. В Находке 186 улицы и 2 проспекта.
А начиналась она строиться после Постановления ЦК ВКП (б) и Совнаркома СССР № 1646-399 «О перенесении Владивостокского торгового и рыбного портов в бухту «Находка», датированного 1939 годом. Масштабное строительство требовало привлечения большого числа рабочих рук. Из Владивостока были переведены предприятия Наркомфлота, Наркомрыбпрома и главный подрядчик – трест Дальстрой НКВД. Трестом была учреждена «стройка № 213». Долгое время было не принято упоминать о том, что основной рабочей силой номерных строительных подразделений являлись заключенные. Первые партии заключенных начали пребывать на берега бухты уже к осени. Постановление поселкового совета Буденовского района во исполнение секретного распоряжения НКВД к западу от озера Соленого для размещения лагерей выделен земельный участок площадью 1835 гектаров. Перед началом войны в окрестностях Находки было четыре лагеря с пятью тысячами заключенных!
В 1939 г. было начато строительство Находкинского торгового порта, а в 1947 г. закончено. Приморский судоремонтный завод создан в 1949 г. Его первостроители – выпускники-судоремонтники ДМУ. Находкинский судоремонтный завод образован в 1951 г. – для ремонта судов торгового и пассажирского флота.
Это были годы активного строительства в Находке. В 1951 г. образованы первые улицы – Луначарского, Седова, Владивостокская, Некрасовская, Лермонтова. В 1957 г. было открыто 7 врачебных пунктов, 102 магазина, 28 столовых, 2 ресторана, кафе, чайная, 5 бань, 6 пошивочных мастерских, ателье мод, несколько фотомастерских.
По воспоминаниям старожилов, в 50-е годы в Находке было изобилие рыбной продукции: на улице горами лежали крабы, а в магазинах – красная и минтаевая икра и очень вкусная селедка. Но, чтобы купить ложки и кухонную посуду, приходилось ехать во Владивосток.
В центре нашего города, на Якорной площади, установлены два якоря, перевитые якорными цепями. Памятный знак «Два якоря» (1958) был установлен в честь 100-летия открытия Находки. На невысоком постаменте из камня – два корабельных якоря, перевитых цепями.
Железнодорожный вокзал станции Тихоокеанская открыт 30 декабря 1952 года. 11 января 1967 г. на станцию Тихоокеанская прибыл первый электропоезд.
 

Собрание, посвященное 25-летию Находки. Фото их архива Георгия ПАКИНА.

 
В 1960 г. строители сдали в эксплуатацию здание школы-интерната и гостиницы «Восток».
В 1963 г. в Находке создано Управление уполномоченного Министерства внешней торговли по Дальневосточному региону. Город первым породнился с японскими городами Майдзуру и Отару. В порт заходят корабли из многих стран мира. Находка имеет 7 породненных городов: японские – Майдзуру (1961 г.), Отару (1966 г.), Цуруга (1977 г.); американские – Окленд (1975 г.), Беллингхем (1989 г.); китайский Гирин (1991 г.); южнокорейский Донгхэ (1995 г.).
В 1969 г. сдана в эксплуатацию Находкинская нефтебаза.
1 января 1972 г. создано Приморское морское пароходство.
История Находкинского завода крупнопанельного домостроения началась в 1972 году. Открытие КПД-80 произошло 19 октября 1976 года. В 1977 году из выпущенных заводом панелей были построены 2 первых дома в районе улицы Нахимовской. Готовые панели поставлялись в Партизанск, Спасск-Дальний, Фокино, поселки Береговой, Дунай, Восточный, а также в поселки Хабаровского края.
В сентябре 1985 г. на бульваре Энтузиастов проведена закладка 1-го камня Молодежного жилого комплекса – МЖК. В 1984-1985 гг. группа молодежи вместе с архитектором Виктором ХОДЫРЕВЫМ стали инициаторами строительства жилья для молодых семей. Сейчас строительство продолжается в рамках краевой программы «Квартира – молодой семье».
В 1984 году главному эксперту Генеральной дирекции госзаказчика по реализации Программы возрождения торгового флота России Виталию СКОРИКУ доверили проектирование морского вокзала в Находке. В. Скорик был восхищен Венецией и мечтал воплотить некоторые идеи венецианской архитектуры на родине. Как он признается, на него нахлынули такие чувства:

«Венеция, тобою восхищен,
И эту встречу я в душе лелеял,
А встречей я был просто поражен,
Но воздух мне Находку вдруг навеял».

В январский субботний вечер 1993 года состоялась торжественная церемония открытия морского вокзала в Находке. На «день рождения» прекрасного дворца, построенного русскими строителями и отделанного итальянскими специалистами, прибыли проектировщики из Союзморниипроекта, представители разных городов России и мастера-отделочники из Венеции. Директором вокзала в период его ввода в строй был назначен Константин ГОНЧАРОВ. Новый вокзал был построен на месте снесенного деревянного здания постройки 50-х годов. Здание построено из бетона. Благородная красота и итальянская игривость дались ценой большого труда, венецианским мраморщикам приходилось ползать на коленях, зависать на строительных подмостках. Сейчас это прекрасное здание, гордость Находки, используется не по назначению. Обидно, что положено много сил и энергии.
Но будем надеяться, что Находкинские порты ждет лучшее будущее и очень скоро к морскому вокзалу будут причаливать белоснежные лайнеры. Верим – у Находки есть большое будущее! И оно подкрепляется фактами: российский союз инженеров обнародовал рейтинг привлекательности городов с населением свыше 100 тыс. человек, и наш город по совокупности показателей социально-экономического развития занял в списке 72-е место из 165, уступив из городов Приморья только Владивостоку. А морские порты Находки достигли рекордного рубежа – они перерабатывают до 20% грузооборота всей страны.
 
Зоя КОВАЛЁВА, заведующая отделом регионоведения,
краеведения и туризма Централизованной библиотечной системы Находки


Материал подготовлен в рамках государственной программы Приморского края «Информационное общество» на 2013-2020 годы по тематическому направлению «Проекты социальной, культурно-просветительной направленности, обеспечивающие информирование о мероприятиях в честь праздничных дат Российской Федерации и Приморского края, о социально значимых мероприятиях, мероприятиях, направленных на достижение общественно полезных целей, на пропаганду памятных дат истории Отечества, государственных символов».
 

Добавить комментарий

Ваши комментарии не должны содержать призывов к насилию, разжиганию межнациональной розни и экстремизму, оскорблений, нецензурной лексики, а также сообщений рекламного характера. Все комментарии, не отвечающие этим требованиям, будут модерироваться или удаляться.


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Авторизация

Информация

Реклама

Партнеры

Реклама

.

Кто он-лайн

None

Статистика

Партнеры сайта