Skip to content
Информационный еженедельник города Находка
 Добавить в избранное      Сделать стартовой
Спасение выезжающих дело рук самих выезжающих Материал в печатном номере Отправить на e-mail
Елена Судгаймер   
12.04.2017
Выходя за пределы помещения, мы становимся участниками дорожного движения, интенсивность которого каждый день возрастает. Вместе с этим увеличивается вероятность стать участником или свидетелем дорожно-транспортного происшествия.

Как следует себя вести при этом? Стоит ли применять известные навыки оказания помощи? Можно ли вообще трогать человека, если видишь, что он нуждается в помощи? С этими вопросами редакция обратилась к главному врачу станции скорой медицинской помощи Андрею ДЖИРМЕ.
Андрей Юрьевич сразу отметил, что есть два основных правила, от которых нужно отталкиваться при оказании помощи. Самое важное: прежде чем предпринимать попытки к спасению кого бы то ни было, нужно убедиться в личной безопасности. Геройство – грубая ошибка. Ни в коем случае сторонний человек не должен подвергать себя опасности при оказании помощи не только на дороге, но и в любом другом месте. Прежде чем бросаться кого-то спасать, нужно убедиться, что тебе при этом ничего не угрожает. Если герой будет травмирован сам, то и шансов спасти пострадавшего у него окажется гораздо меньше. Разумный риск при оказании первой помощи могут допустить люди, имеющие специальную подготовку, навыки, средства защиты. Человек, имеющий статус спасателя, в случае получения травмы имеет право на компенсацию со стороны государства, а если подобного статуса нет, то все последствия помощи лягут на плечи инициатора. К тому же оказание помощи человеком, не имеющим специальных знаний и навыков, может привести к непоправимым последствиям.
Первая помощь начинается с попытки установления контакта. Прежде чем человека трогать, нужно выяснить, нужна ли ему помощь. Это второе главное правило.
Андрей Юрьевич подчеркнул, что в законодательстве есть четкое разграничение понятий «первая помощь» и «скорая медицинская помощь». Первая помощь, уточнил главный врач, оказывается не медработниками, а лицами, обязанными ее оказывать по закону, прошедшими специальную подготовку. Первую помощь обязаны оказывать сотрудники ОВД, сотрудники противопожарной службы, аварийно-спасательных формирований, военнослужащие, должностные лица таможенной службы, судебные приставы и пр. Полный список лиц, условия, при которых они уполномочены оказывать первую помощь, содержатся в ст. 31 ФЗ 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Список этот постоянно дополняется. В частности, в ст. 31 закона сказано, что водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки или навыков.
Медицинскую же помощь оказывают люди, которые имеют диплом о медицинском образовании. Андрей Юрьевич еще раз подчеркнул, что медицинские работники не являются спасателями, они работают только в безопасных условиях. Ситуации на экстренных вызовах, в том числе и при ДТП, бывают разные. Врач не для того учился 6-8 лет, чтобы подвергать себя риску и драться за возможность кого-то спасти.
Фактор времени является основополагающим при оказании помощи в экстренных ситуациях. Чем раньше начнется оказание помощи, тем более благоприятными будут последствия и прогнозы. Но скорая помощь не может телепортироваться, поэтому многое делается, чтобы образовывать людей, обучать навыкам оказания первой помощи на дорогах. Для многих это открытие, что умершего человека можно «оживить», реанимировать, если это будет сделано в кратчайшие сроки при наступлении клинической смерти.
Кадровый голод сегодня испытывают все медицинские учреждения, в том числе и скорая помощь. Вследствие значительного ресурсного и кадрового дефицита специалисты работают с большой интенсивностью. В определенные промежутки времени, в определенные дни скорая может обслуживать только экстренные вызовы. Понятно, что ДТП – это экстренный вызов. Но все равно бригад в определенные моменты времени не хватает и люди не всегда успевают своевременно получить помощь. На сегодняшний день среднее время прибытия бригады скорой помощи на место ДТП составляет 14 минут.
Специалисты скорой помощи в силу возможностей распространяют знания по теме оказания помощи при происшествиях на дороге, активно сотрудничают с Центром охраны труда, ведут просветительскую волонтерскую работу со школьниками старших классов в рамках уроков ОБЖ, используя рекомендации союза реаниматологов Европейского союза. В интернете сейчас много обучающих роликов, но Андрей Юрьевич ставит под сомнение возможность использовать эту разрозненную и не всегда достоверную информацию на практике.
В рамках короткого интервью невозможно рассказать, как грамотно оказывать помощь, на пальцах этого не покажешь, нужно именно учить людей, да и сами люди должны стремиться к самообразованию. Уважающие себя автошколы обязаны проводить специальный курс по оказанию первой помощи в случае ДТП, готовить будущих водителей к разным ситуациям, к возможному оказанию помощи на дороге.
Радует тот факт, что в этом отношении Находка вышла совершенно на другой уровень по сравнению с тем, что было пять лет назад. Прогрессом является то, что крупные автошколы закупили необходимые тренажеры, наглядные пособия.
Все эти вопросы сейчас на слуху. Дума принимает решение, чтобы обеспечить автоматическими дефибрилляторами (прибор, использующийся при неотложной помощи, реанимации для электроимпульсной терапии нарушений сердечного ритма) крупные транспортные развязки, аэропорты, посты ДПС. Это было бы большим благом.
В 2016 году Министерство здравоохранения запрашивало информацию по дорожно-транспортным происшествиям. Станция скорой медицинской помощи проводила большой мониторинг. Отвечали в частности на вопросы: сколько было аварий, сколько пострадавших, сколько пострадало детей, сколько человек погибло до прибытия скорой, сколько человек было доставлено в стационар и др.
Интересно отметить, что в графе ответа на вопрос: «В скольких случаях была оказана помощь до прибытия бригады скорой помощи?» стояли одни нули, т.е. факта оказания взаимопомощи на дорогах врачи скорой медицинской помощи не наблюдают. Каковы причины этого: безразличие, отстраненная позиция, страх нанести вред – сказать трудно. Работники скорой не дают моральных оценок.
Отдельно хочется упомянуть про аптечку, поскольку ее нехитрый состав в трудной ситуации может очень пригодиться.
Аптечка в автомобиле должна присутствовать в обязательном порядке. За ее отсутствие штраф – 500 р. Штраф грозит, если аптечка укомплектована ненадлежащим образом.
Теперь в установленном законом порядке в аптечке не нужно иметь сердечные, обезболивающие, дезинфицирующие препараты, средства от поноса и т.д.
Специалисты от медицины справедливо рассудили, что сердечники и так постоянно имеют при себе все необходимые препараты, обезболивание приводит к сложностям в установлении точного диагноза при прибытии медработников на место ДТП, а дезинфекция ран не является главной задачей первой помощи пострадавшим. Кроме того, лекарственные средства требуют специальных условий хранения, которые нарушаются при хранении аптечки в автомобиле, лекарства просто теряют свои свойства.
Основной упор при составлении нового списка, регламентирующего содержание автомобильной аптечки, был сделан на кровоостанавливающие средства, ведь именно сильная потеря крови до приезда скорой помощи – основная причина смерти пострадавших в результате ДТП. Поэтому в аптечке присутствует довольно большой перечень различного размера стерильных и нестерильных бинтов, лейкопластырей, жгутов. Дополнен комплект и устройством для проведения искусственной вентиляции легких.
Если покупаете уже готовую аптечку, то не поленитесь и проверьте ножницы, входящие в комплект. Часто их качество далеко от идеала. При попытке разрезать плотную одежду на пострадавшем ножницы из такой аптечки гнутся. Жгут не выдерживает критики – он очень тонкий, даже связка нескольких подобных жгутов не сможет остановить кровотечение из бедра.
В завершение разговора Андрей Юрьевич напомнил о законе крайней необходимости, согласно которому каждый человек обязан оказать помощь в экстренной, критической ситуации. Еще не было случаев, когда бы последовало наказание за неправильно оказанную помощь. А вот оставление в опасности подлежит уголовной ответственности.
Главный врач скорой медицинской помощи НГО выразил пожелание всем участникам дорожного движения соблюдать элементарные правила безопасности, ценить не только свою жизнь, но и чужую, не демонстрировать человеческое равнодушие по отношению к людям, которые попали в беду на дороге.
 

Материал подготовлен в рамках государственной программы Приморского края «Информационное общество» на 2013-2020 годы по тематическому направлению «Повышение правового сознания и пропаганда культуры поведения участников дорожного движения».
 

Добавить комментарий

Ваши комментарии не должны содержать призывов к насилию, разжиганию межнациональной розни и экстремизму, оскорблений, нецензурной лексики, а также сообщений рекламного характера. Все комментарии, не отвечающие этим требованиям, будут модерироваться или удаляться.


Защитный код
Обновить

След. >

Календарь

 
« 29 Апр 2017 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
             

Последние комментарии

Авторизация

Информация

Партнеры

Реклама

.

Кто он-лайн

None

Статистика

Партнеры сайта