Skip to content

РИО Панорама

 
Информационный еженедельник города Находка
 Добавить в избранное      Сделать стартовой
 
От духов до сооружений. Как боролись с наводнениями в древнем Приморье Материал в печатном номере Отправить на e-mail
РИО Панорама   
26.10.2016
Как боролись с тайфунами, когда не было ни МЧС, ни гидротехнических сооружений, ни службы прогнозов погоды, ни тяжелой спецтехники, ни помощи армии?

Жители древнего Приморья – бохайцы, чжурчжэни, корейцы, китайцы – властителем дождя считали дракона. Именно он мог, прекратив его, или вызвать засуху, или же, наоборот, обрушить столько дождя, что этого бы хватило на уничтожение всех посевов.
«В том месте, где Сучан (ныне река Партизанская) впадает в море, около самого устья реки есть две одинаковые скалы, стоящие рядом: та, что ближе к морю, называлась тогда Данай-шань (ныне – Сестра), а та, что стоит на берегу реки, – Эр-най-шань (ныне – Брат). У подножия последней была большая каменная кумирня в честь бога небесных стихий Лун-ван-е. Боги этой кумирни были известны тем, что никогда не отказывали просящему их человеку», – писал исследователь Приморья Владимир Арсеньев.
 

Храм под Братом был главным местом поклонения жителей древнего Приморья.


Повелитель драконов

Лунване – в китайской мифологии хозяин водной стихии, ему подчинялись бог грома Лэйгун, владыка дождя Юйши, бог ветра Фэнбо и драконы морей. У каждого моря имелся свой дракон, но Лунване был их правителем и выделялся необычайными размерами – около полукилометра в длину. При этом он часто пребывал во вполне земном обличье, например, представлялся людям в образе старца, живущего в хрустальном дворце на дне моря. Этот дворец был набит несметными сокровищами, которые охраняли морские твари – крабы, черепахи, каракатицы. Весной Лунване возвращался в образ дракона, взлетал на небо, откуда давал земле дожди, а осенью вместе с дождями уходил под воду, но никогда не показывался весь.
Заступничества этого царя драконов, дарующего дождь, просили земледельцы, моряки, рыбаки и водоносы. Храмы, посвященные ему, были в каждом городе, каждой деревне. В народе именно его считали главным водным божеством и именно к нему обращались с просьбой о помощи при засухе или наводнении.
Маленькие кумирни богу Лунване ставили и простые китайцы. Вот как описывает Владимир Арсеньев такую кумирню на реке Павловке в Чугуевском районе: «От фанзы шла маленькая тропинка. Я пошел по ней. Тропинка привела меня к кумирне, сколоченной из досок и украшенной резьбой. В ней была повешена картинка, изображающая бога стихий Лунване, окруженного другими богами. Все они имели цветные гневные лица. Перед богами стояли маленькие фарфоровые чашечки, в которые, вероятно, наливался спирт во время жертвоприношения. Впереди кумирни стояли два фигурных столба с украшениями».

Озеро подношений
Храм под Братом был главным, а вторым важнейшим местом поклонения в случае наводнений являлся храм Белого Дракона в устье реки Сунгачи на Ханке, также приносившей неисчислимые бедствия в случае своего разлива.
Река Амур по-китайски называется «Хэйлунцзян», где «хэй» – «черный», «лун» – «дракон», «цзян» – «река». В общем, «Река Черного Дракона».
Именно Черный Дракон, согласно китайским легендам, занимался своим основным делом – регулированием дождей. Чтобы озеро не переполнялось, он прорыл из него реку Сунгачу. Считается также, что именно он основал селение на западном берегу озера.
В благодарность за заботу люди построили дракону храм в местечке Лунг-мяо, где приносили хозяину озера подношения. Еще один храм стоял на середине дамбы, отделяющей Малую Ханку от Большой.
Сам дракон, обитающий в толще воды, как и сучанский, имел «девять сходств»: рога оленя, голова верблюда, глаза дьявола, шея змеи, брюхо моллюска, чешуя карпа, когти орла, лапы тигра, уши вола. Весной он взлетал на небо, а осенью также уходил под воду. Дракон никогда не показывался весь. На земле он пребывал в образе старца Лунвана, изображение которого и устанавливалось в храме.
Во время засухи статую Лунвана выносили из храма и ставили на солнцепеке, а во время наводнения ее носили, чтобы показать Лунвану размеры бедствия и усовестить его. Если это не помогало, то статую топили в воде реки Сунгачи или в самом озере.

Для умиротворения духов
Юг Хасанского района, населенный корейцами, по причине своей низменности и обилия рек был сильно подвержен ущербу в результате их разлива. Местное население всходило на главенствующую вершину окончания хребта Черных Гор – сопку Заозерную – и выполняло обряд для получения хорошего урожая.
Этот обряд выполнялся для умиротворения духов, чтобы они помогли или хотя бы не мешали вырастить хороший урожай. Для этого специально устраивались танцы, пляски под бой барабанов-чангу в виде песочных часов. Специальный танцор в маске, вызванный, если его не было в деревне, плясал и пел, чтобы духи ветра и дождя помогли вырастить хороший урожай. Да и само китайское название сопки Заозерной – «Чжангуфэн» – так и переводится: «Вершина-Барабан». Барабан чангун – национальный корейский музыкальный инструмент, используемый не только на веселых представлениях, но и в обрядах общения с духами. Сам его звук символизировал стихию дождя.
Заозерная была главенствующей вершиной всего района и являлась центром всего этого горного массива, имевшего сакральный смысл. О населенности этих мест духами говорят и сегодняшние названия – Чертова Горка, Богомольная. Все это располагалось на зажатой реками и болотами площади скальных пород в 4х2 км.
Поклонение самой горе, с которой в хорошую погоду за 130 км можно было видеть далекий Владивосток, тоже имело место. Культ бога горы («сансин») занимает у корейцев важное место. Одной из форм почитания духов гор (а также и других духов местности) является сооружение в горах, на холмах, на перевалах около почитаемых деревьев каменных насыпей-алтарей («сонан», «сонантан»), которые украшаются соломенными жгутиками, полосками бумаги, кусочками ткани. Здесь же раскладывается предлагаемая духам еда. Иногда сонантан имеют форму небольших кумирен или даже маленьких храмов. В кумирнях часто помещаются картины с изображением бога горы. Все это было и в массиве Заозерной, вокруг которой располагались обширные рисовые поля, такие чувствительные к наводнениям.

Министерства дамб

В наше время люди не особенно заботятся о том, чего не помнят и не понимают. Все сакральные сооружения на сопке Заозерной были взорваны в результате ковровых бомбардировок и артобстрела возвышенностей во время
Хасанских событий 1938 г., в основе которых лежали споры о линии прохождения границы по вершине сопки.
Храм, построенный на Ханке, в местечке Лунг-мяо, был разрушен японцами в 1930-х годах, так как там прятались китайские партизаны. В наше время не так давно храм восстановлен и уже стал местом посещения не только местными жителями, но и туристами. В нем продолжаются служения Белому Дракону озера Ханка на удачу местных крестьян и рыбаков. Ежегодно там празднуют и День поднятия головы Дракона – Лунвантоу.
Храм в устье Сучана (Партизанской) также прекратил свое существование в результате междоусобных войн 11-го столетия. А сама сопка Брат была взорвана, и ее вершина пошла на гравий для строительства новой жизни, в которой нет места духам, драконам и исторической памяти.
В то же время, конечно, люди древнего Приморья уповали не только на духов, но и сами делали немало, чтобы обезопасить свои посевы от наводнений. Существовали даже специальные министерства дамб и борьбы с наводнениями, во главе которых стояли известные и по сей день чиновники древнего Бохая, империи Цзинь и Северной Сун. Ирригационные сооружения, построенные под управлением этих министерств, до сих пор можно видеть по всей территории Приморья.
 
Юрий УФИМЦЕВ,
Еженедельник «Конкурент»
 

Добавить комментарий

Ваши комментарии не должны содержать призывов к насилию, разжиганию межнациональной розни и экстремизму, оскорблений, нецензурной лексики, а также сообщений рекламного характера. Все комментарии, не отвечающие этим требованиям, будут модерироваться или удаляться.


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Авторизация

Информация

Партнеры

Реклама

.

Кто он-лайн

None

Статистика

Партнеры сайта