Skip to content

РИО Панорама

 
Информационный еженедельник города Находка
 Добавить в избранное      Сделать стартовой
 
От учителя с любовью: отметки в дневник и фото на память Материал в печатном номере Отправить на e-mail
Татьяна Тузюк   
04.06.2015
За день до последнего звонка на пороге школы №9. Две учительницы выпорхнули из школьных дверей в прекраснейшем настроении: «Три часа! Домой! Какое счастье!!!» Кажется, и сумки бы вверх подбросили  – совсем как школяры, если бы не шёл навстречу незнакомый человек. 
Немного почувствовала себя виноватой: в такой предпраздничный и предканикульный день я лишила такой же радости пораньше закончить работу другого учителя, Ирину Леонидовну ДЕМЧЕНКО, которой завтра предстоит выпустить во взрослую жизнь четвёртый по счёту класс. Всё потому, что мы договорились после встречи в качестве экзаменующегося и экзаменатора на Тотальном диктанте, накануне Пушкинского дня поговорить о школе, Пушкине, грамоте, учениках и учителях.

- Ирина Леонидовна, а вот такое – завидное даже - ощущение счастья бывает среди учебного года, когда учитель выходит после уроков из школы и говорит: «До чего же хороший день сегодня был!?»
- Конечно, бывает (улыбается. – Прим. авт.). И очень часто. Я вообще не могу работать, если мне неинтересно. Стараюсь как-то этот процесс разнообразить, придать новую форму. Поэтому очень часто мы с ребятами делаем необычные вещи на уроках. Когда выходит хорошо, все получают от этого удовольствие. Не могу сказать, что я жду окончания года, потому что не будет уроков… Отпуск - это замечательно, но порой это уход от креатива, которым ты живёшь в течение года.

- В этом году Вы отправляете во взрослую жизнь очередной класс. Наверное, каждый выпуск удостаивается вот таких (у Ирины Леонидовны то и дело слёзы на глаза набегали, как только речь заходила о её учениках. – Прим. авт.) слёз учителя.
- Конечно, каждый выпуск остаётся частичкой души, жизни, нервов. За несколько лет столько разных проблем приходится вместе решать, столько разных моментов переживать, что ученики воспринимаются уже как собственные дети. Потому что делятся с тобой не только школьными проблемами, но и житейскими. И учитель порой знает о подростках больше, чем его родители. Последний звонок – это и радостно, и печально.

- Вы поддерживаете с ними отношения после школы?
- Да, благодаря соцсетям общение стало более доступно даже с выпускниками, которые далеко - в Америке, на западе страны. Мы переписываемся, радуемся успехам друг друга, они делятся своими достижениями, интересуются нашими. Этого достаточно. Требовать от учеников, чтобы они всю жизнь были благодарны за труд, вложенный в их образование, считаю, необязательно. Школа была для них значимым шагом, с которого они начали свою взрослую жизнь. У кого-то первая любовь началась в школе, у кого-то достижения спортивные, творческие, научные. Часто как себя ребёнок в школе раскроет, что в себе найдёт, то и будет развивать в себе дальше.

- А в школе сегодня достаточно возможностей для раскрытия творческого потенциала ребёнка?
- К сожалению, недостаточно. Но мы стараемся дать такие возможности. Тем более что новые образовательные стандарты предполагают именно деятельный подход к получению знаний, когда ребёнок не транслирует опыт учителя на себя, а сам должен приобрести его. Развитие способностей детей - это когда они на уроках и вне могут попробовать себя и в проектах, и в конкурсах. Есть у нас уроки-концерты, презентации, театрализованные уроки, отчёты. Всё это помогает учиться творчески.

- Дети быстро осваивают любые правила, а учителям как даются новые стандарты?
- Мы все проходим специальную переподготовку, иначе сложно было бы работать в новых условиях. Ну и желание самого учителя перестроиться имеет значение. Впрочем, на курсах в ходе обсуждений не раз приходили к выводу, что многие вещи мы уже делаем. Просто если раньше это были пробы, эксперименты, энтузиазм, то теперь они стали стандартом.

- Если на ребёнка ложится всё большая ответственность за самостоятельное получение знаний, то на чьих плечах сегодня забота о воспитании подрастающего поколения?
- Ребёнок не находит знания сам. Образование идёт под контролем и учителя, и родителей. Он также работает дома, и многие задания сегодня направлены на то, чтобы родители активно включались в эту деятельность. Особенно в начальной школе. В старшей хотелось бы родительского участия побольше. Воспитывать ребёнка одному учителю – тоже нереально, тут надо сказать, что в школах сегодня катастрофически не хватает мужчин. Хотелось бы, чтобы, как в других странах, у нас была сильная мужская составляющая в системе образования, когда мужчины – одни из основных педагогов школы. Это бы обновило школу, дало ей новые силы, возможности. И очень нужно, чтобы дети видели другой склад ума, мужскую форму воспитания. Женской у нас в избытке с детского сада до вуза.
 
Ирина Леонидовна Демченко со своими выпускниками.


- Действительно, женщинам-педагогам работы хватает и в школе, и дома. Вот и у вас, Ирина Леонидовна, уже несколько лет есть ещё одна – проверять работы, написанные на Тотальном диктанте.
- Это очень интересно для меня. Я узнала о диктанте давно от коллеги из Новосибирска и очень сожалела тогда, что такое хорошее дело от нас так далеко. Никто же не думал тогда, что это выйдет на всероссийский уровень. В Находке организатором Тотального диктанта стала моя ученица Ирочка ОСЛОПОВА, сама прекрасно владеющая русским языком. Мне бы, конечно, хотелось самой написать его, проверить свои силы.

- А разве есть сомнения?
Улыбается:
- Коллеги участвуют, чтобы посмотреть, насколько они могут справиться с заданием. И достойно справляются, это приятно. Такие вещи нужны как стимул не останавливаться на месте, избегать лишней самоуверенности в том, что я всё знаю. Я далеко не всё знаю, всё меняется, многое забывается. Надо постоянно себя поддерживать в форме. Хорошо, что такая возможность есть теперь у людей, которые знают язык, но лишены всего богатства языкового общения. Мы перестали писать письма, в этом жанре мы уже не совершенствуемся. Раньше письма, написанные от руки, были произведениями искусства. Почитаешь свои же и думаешь – как же я раньше писала! А сейчас ограничиваемся эсэмэсками, сообщениями в «ватцапе». Это упрощает нашу жизнь, но и язык упрощает, делает его менее гибким, ярким, образным, свободным, более стандартным, шаблонным. Тотальный диктант не только проверяет ослабевающую у нас грамотность, но и показывает пример высокого уровня владения языком, умение им пользоваться.
В этом году я второй раз участвовала в организации диктанта и могу отметить, что старшее поколение знает язык лучше, чем молодое. Это, наверное, издержки нашего образования. А может быть, причина и в том, что молодёжь так быстро впитывает информационные технологии, что ограничивает этим языковую культуру. Это хорошо видно в их переписке в социальных сетях, подростки общаются лаконично, не образно. Появился даже словарь эсэмэс-общения, позволяющий уже не обращаться к собеседнику по имени, не здороваться – такая вот усечённая культура общения.
К слову, на оценку экзаменационных работ по литературе орфографические, грамматические, пунктуационные ошибки сегодня не влияют, а вот за речевые ошибки балл снижается. Слава Богу, что хоть это осталось. Потому что, когда читаешь работу ученика с грамматическими ошибками и понимаешь, что за неё он получит хороший балл, потому что мы их не можем учитывать, бывает даже обидно, что ребёнок идёт в вуз, а писать грамотно не умеет.

- 6 июня в России отмечается Пушкинский день. Что он значит для Вас как учителя русского языка и литературы?
- Александр Сергеевич – символ русской культуры для нас и для других стран. Поэтому этот день должен отмечаться широко. Мы возвращаемся к нему в другие дни во время учебного года, стараемся подготовить интересные мероприятия. Погружение в пушкинскую культуру, эпоху удалось, например, при проведении лицейского бала, на котором звучало много стихотворений великого поэта.

- А дети сегодня умеют читать стихи?
- Дети умеют читать стихи. Просто нужно находить такие формы, чтобы им это было интересно. В прошлом году я предложила старшеклассникам сделать видеосюжеты с декламацией стихов. Они читали стихи поэтов Серебряного века, подбиралась музыка, видеоряд, спецэффекты. Две работы я даже отправила на конкурс – это были настоящие театральные постановки. Всё это теперь можно
использовать на уроках, это моя методическая копилка. И, главное, не известные, заслуженные актёры читают стихи, а обыкновенные школьники. Они и сами получили удовольствие от процесса, а не просто отбарабанили, смущаясь, стихотворение у доски за отметку. Вот такой творческий подход к урокам необходим. В конкурсах чтецов, к примеру, участвуют единицы. А вот каждому дать попробовать показать красоту стихотворения – это важно.

- Творчество учителя сегодня приветствуется?
- Всегда приветствовалось. Без него не будет плодотворной работы. Ну неинтересно работать, когда всё сухо, стандартно, традиционно. Любой учитель на каком-то этапе приходит к пониманию этого. И очень приятно, когда мы видим, как у коллег появляется свой собственный стиль, методики. Сегодня в городе много таких учителей, много стоящих начинаний.

- В Вашей деятельности творчества уж точно хватает. Был даже опыт выпуска газеты.
- Да, 9 лет я была куратором школьной газеты «Зеркало». В апреле этого года моя деятельность по развитию школьной журналистики была отмечена Благодарностью правительства Санкт-Петербурга. Мы каждый год с детьми участвовали во всероссийском конкурсе в этом городе и завоёвывали призовые места. У нас был медиацентр, мы делали и рекламные проекты и снимали социальные ролики, писали заметки, репортажи, верстали газету. Для ребят это была возможность реализации самых разных творческих способностей. Сейчас я участвую в новом проекте. Это телешкола, действующая на площадке музейно-выставочного центра. И один из значимых результатов – короткометражный фильм «Почтальонка» о девочках, работавших в тылу во время войны. Мы хотели показать, что война – это в первую очередь трагедия. И, кажется, хорошо это показали, щемящие чувства вызывает фильм. Найти его можно в соцсетях.

- Сегодня патриотизм стал настолько расхожей темой, что настораживает – не затёрлось бы это слово, чувство от частого и громкого употребления. В чём бы Вы хотели видеть проявление патриотизма своих учеников?
- Мне бы хотелось, чтобы ребята в первую очередь были честными перед самими собой. Чтобы они не кричали громко о патриотизме и спасении страны, а готовы были это доказать. Не тогда, когда наступят какие-то события и им придётся это сделать (а я знаю, они действительно пойдут защищать страну, если потребуется), а прямо сейчас. Патриот - это тот, кто любит место, в котором живёт. Тот, кто, даже переехав в другой, большой город, где много возможностей и жизнь интереснее, будет помнить, что сформировался он, вырос, выучился, стал вот таким в Находке. То, что каждый из ребят получил в своём городе, своей школе – это его духовные, нравственные ценности на всю жизнь. Если они делают его лучше, то и жизнь вокруг будет лучше.

- А лично у Вас есть какое-нибудь творческое увлечение?
- Я когда-то и крестиком пробовала вышивать, и цветы искусственные делать, и шила. Но всё же осталась верна своему главному увлечению – фотографии. Мой отец, Леонид Васильевич ПОРХУНОВ, к слову, первым открыл в Находке цветное фотоателье. Я выросла среди фотографий. Теперь мой муж и сын занимаются фотографией профессионально, а я реализовала себя в другой сфере. Хотя, помнится, именно я когда-то учила мужа фотоплёнку для съёмки в «катушку» заправлять. Фотографирую с удовольствием и сейчас, заняла призовое место в конкурсе «Учительская фотография». У меня много снимков учеников, моего класса. Это моя отдушина.
 

Добавить комментарий

Ваши комментарии не должны содержать призывов к насилию, разжиганию межнациональной розни и экстремизму, оскорблений, нецензурной лексики, а также сообщений рекламного характера. Все комментарии, не отвечающие этим требованиям, будут модерироваться или удаляться.


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Авторизация

Информация

Партнеры

Реклама

.

Кто он-лайн

None

Статистика

Партнеры сайта