Skip to content

РИО Панорама

 
Информационный еженедельник города Находка
 Добавить в избранное      Сделать стартовой
 
История не терпит сослагательного наклонения Материал в печатном номере Отправить на e-mail
Валерий Бельцов   
22.04.2015
Этот год у Натальи ЗАЛИВАХИ особый: недавно был личный юбилей, и 30 лет исполнилось, как учитель высшей категории, отличник народного образования работает в школе №10. Чем не повод поговорить с известным в городе историком, тем более в канун очередного дня рождения Владимира ЛЕНИНА, имя которого так много значит в нашей истории.

- Наталья Феоктистовна, как Вы относитесь к вождю пролетариата и вообще к роли личности в истории?
- Всё воспитание нашего поколения было основано на примере Ленина, и он остаётся в учебниках. Он вызывает у меня достаточное уважение и интерес, хотя и был не таким идеальным, как представлен в воспоминаниях современников, кино и литературе. К нему и другим знаменитостям я отношусь по библейскому правилу: «Не сотвори себе кумира». А вообще роль личности, лидера, важна не только на уровне государства, но и для каждого коллектива.

- Как выбрали профессию?
- Училась в 16-й школе, ШОВБА Галина Гавриловна была моим любимым учителем истории, и её личный пример помог определить мне выбор профессии. Окончила Благовещенский педагогический институт, потом вернулась в Находку, и с 1977 года – учитель истории. Два-три года работала в школьном отделе горкома комсомола, тоже с детьми.

- В какое время Вам бы хотелось жить?
- Когда мы были молодыми... Нравится начало 70-х, когда интересно было учиться, кипела общественная жизнь. А если говорить о прошлых временах, то у меня большой интерес вызывает 18-й век – начиная с петровских времён и заканчивая ЕКАТЕРИНОЙ II. Она интересна мне как личность, не зря снято много фильмов про эту эпоху. Немка на российском престоле сделала больше, чем другие русские цари. Прониклась православием, нашим бытом, отвоевала для России Чёрное море и Крым. Это в те времена своим преемникам выдающийся российский дипломат БЕЗБОРОДКО говорил: «Не знаю, что будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе выстрелить не смела без нашего на то дозволения». Ну разве это не говорит о величии России?

- С тех пор Россией женщины не правили. Может, и стоило нарушить патриархат?
- Многое определяется нашим менталитетом. У европейцев он другой, там и поныне некоторыми странами руководят женщины. А у нас общественная активность девочек наблюдается еще со школы и даже в институте, но во взрослой жизни правят мужчины. В нашем общественном сознании укрепилось представление о женщине, как о домохозяйке, матери, жене, и совместить эти роли с ролью руководителя государства, крупного бизнеса в существующих социально-экономических условиях очень сложно. 
 


Наталья Феоктистовна Заливаха 37 лет преподаёт школьникам историю. Фото автора


- Почему меняются учебники?
- В нашем учебном процессе мы придерживаемся определённых образовательных линий. Это даёт возможность изучать историю последовательно, придерживаясь единой концепции. Я считаю достаточно удачной в изучении истории России образовательную линию с 6-го по 9-й класс под редакцией ДАНИЛОВА и КОСУЛИНОЙ. Но жизнь не стоит на месте, и за 20-м веком следует 21-й. В историческом образовании появляются не только новые периоды жизни людей, но и открываются новые сведения о событиях прошлого, меняющие, порой в корне, наши взгляды на прошлое.

- Появляется у школьников интерес, когда они узнают о прошлом подробнее?
- Конечно. Даже XX век хранит много тайн. Взять хотя бы секретный дополнительный протокол к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом, подписанный РИББЕНТРОПОМ и МОЛОТОВЫМ, о разделе Польши и Европы. Когда его изучали, я рассказала детям, что в одном из предыдущих учебников истории приводился отрывок из интервью с Молотовым С. М., и на вопрос корреспондента «Так был ли секретный протокол?» Молотов ответил отрицательно. А было это уже начало 80-х, и можно было бы уже без страха рассказать всю правду о тех событиях. Так правда это или нет? А события августа 1991 года? Можно ли это назвать попыткой государственного переворота, если главными действующими лицами этого события были люди, обличённые властью? А может, это была попытка восстановить в стране порядок и сохранить СССР? Поиски ответа ведут к истине.

 


Продолжение материала читайте в №17 от 22.04.2015 г.
Газету можно приобрести в редакции по адресу: Находкинский пр-т, 60А (3-эт. здание рядом с ГУМом), 2-й этаж.
 

Добавить комментарий

Ваши комментарии не должны содержать призывов к насилию, разжиганию межнациональной розни и экстремизму, оскорблений, нецензурной лексики, а также сообщений рекламного характера. Все комментарии, не отвечающие этим требованиям, будут модерироваться или удаляться.


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Авторизация

Информация

Партнеры

Реклама

.

Кто он-лайн

None

Статистика

Партнеры сайта