Skip to content

РИО Панорама

 
Информационный еженедельник города Находка
 Добавить в избранное      Сделать стартовой
 
Выше всякой цены – ученик Материал в печатном номере Отправить на e-mail
Валерий Бельцов   
04.12.2014
Школе №16, ныне это филиал СШ №7 «Эдельвейс», исполняется 60 лет. 13 декабря в 15.00 в старом здании на «Волне» начнётся мероприятие, посвящённое юбилею. Об истории образовательного учреждения «РИО» рассказала учитель русского языка и литературы Тамара КАНЧУГА, которая работает в педагогике 45 лет.


- Тамара Александровна, с чего началась школа и как она развивалась?
- В начале 50-х родители этого микрорайона обратились с письмом к СТАЛИНУ с просьбой построить школу, и уже через год, 14 декабря 1954 года, дети вошли в новое здание. Обустройство нового дома возглавил первый директор, участник войны Михаил ШИЩЕНКО. Вместе с юной женой, тоже учительницей, с молодыми учителями и детьми сажали деревья, создавали уют в классах и учились. В 1963 году Рая БЕЗНОСОВА на комсомольском собрании призвала: «Даёшь спортзал!» Учитель физкультуры Владимир ЛЮБЧЕНКО и старшеклассники после уроков до поздней ночи работали вместе со строителями, спортзал и сейчас остаётся одним из любимых мест детей школы.
Пожалуй, ренессансной эпохой учебного заведения были шестидесятые годы: 20-летие Победы страны, поисковое движение «Никто не забыт, ничто не забыто» захватило истинно патриотической гордостью и детей, и взрослых. Школьники не просто собирали материалы об участниках сражений, а помогали ветеранам. Пионерская дружина носила имя Героя СССР Сергея ИОНОВА, дети ухаживали за его могилой. Есть их вклад и в возведении обелиска на месте расстрела партизан в районе «Волны»: учителя Галина ШОВБА и Клавдия КОРОБКО сумели организовать исследовательскую деятельность подростков так глубоко и серьёзно, что горком комсомола отозвался на предложение школы воздвигнуть памятник.
Особая страница в книге жизни школы – движение «Моя Родина – СССР». Никакие самые страстные призывы любить Отечество не разбудят в маленьком человеке это сокровенное чувство, если он не знает свою малую родину, её людей, свою землю. Дети и незабвенные Клавдия Ивановна и Галина Гавриловна обошли-объехали и наш прекрасный край, и нашу страну от Камчатки до Бреста.
 
Они были первыми.


- Какими традициями гордится школа?
- Каким-то неведомым образом из десятилетия в десятилетие в педагогическом коллективе живёт главный принцип – всё для ребёнка, не ценить его, а ставить выше всякой цены. В этой заповеди – одна из причин нашего учительского счастья в выпускниках. Талантливыми педагогами стали Виктория ВАСИЛЬЕВА, Марина СЁМИНА, Галина САФОНЧИК, Галина КРЫЖКО, Валентина ПЕШКОВА, Евгения и Валерия ПАНТЕЛЕЕВЫ. Детство и юность в нашей школе провели замечательные врачи Владимир СУПРУНОВ, Ольга ТЕБЕРЕКОВА, Нина ТРАЧУК. Известны имена работников культуры Лины АВДЕЕВОЙ, Валерия ЗЮЗЮЛЁВА, Светланы и Елены КРЫГИНОЙ, Олеси ЛАСКАВОЙ, Анастасии ЖУЧЕНКО, художника Вадима БЫКОВА, реставратора Эрмитажа Лейлы ГУСЕЙНОВОЙ, общественного деятеля Владимира ГРИШУКОВА, академика Александра ШУРИНОВА. Уже заявили о себе Максим КРЫГИН, в 24 года ставший начальником уголовного розыска, Алёна Логинова, получившая право участвовать в молодёжном конкурсе исполнителей «Я - Артист» в Москве, и другие безвестные, а это вовсе и не важно, но достойные выпускники.

- История школы – это, прежде всего, педагогический коллектив. Кто из учителей оставил яркий след за 60 лет?
- Это сотни, половина учителей города! Нина ПРОЖУГАН в день 50-летия школы получила поздравление из столицы от выпускника 1962 года Володи УСМАНОВА: «Благодарю вас всех за преданность школе, за то, что любили нас, страдали за нас, помните нас». Страдали и страдают за учеников Тамара ДАНШИНА, Наталья КУЯНОВА, Юлия ЧЕРНИКОВА, Антонина КАРПУШИНА, Тамара КОВЕРА, Нелли БУДАНОВА, Людмила и Марина ДОРОШЕНКО, Людмила ЛУНЁВА, Надежда СМИРНОВА, Андрей ЩЕМЕЛЕВ, Надежда ПОТАЧЁВА, Надежда ЛУТОВИНА, Юлия КОВАЛЕНКО, бывшие директора Нина НАРЫШКИНА, Нина КОЛЕСНИКОВА, Светлана КУЗОВОВА, Галина АНДОНИ.
 

Нынешний педагогический коллектив школы встречает юбилей
с хорошим настроением


- Охарактеризуйте ауру школы, какой она была раньше и какая сейчас. Какое у вас в школе самое заветное место?
- Думаю, внутренний мир отношений в учебном заведении был сформирован с первых дней школы и сохранён в течение десятилетий присутствием в ней нашей Берегини. Клавдия Ивановна Коробко знала каждую семью, её упрёки провинившемуся ребёнку были просты и сильны: «Твой папа был хорошим учеником и добрым человеком».
На создание духовной культуры коллектива учителей и учащихся оказало позитивное влияние участие в инновационном проекте «Школа Л. Н. Толстого». Я в этом убеждена: мудрые мысли великого гуманиста не могут оставить никого безразличными, во всяком случае внутри каждого появляется то беспокойное состояние, которое оценивает свои поступки – совесть. Очень импонирует высказывание писателя-педагога: «Человек течёт, и в нём есть все возможности: был глуп, стал умён, был зол, стал добр, и наоборот. В этом своеобразие человека. Душа его бессмертна, и ей не дано удовлетвориться смертным. Я есмь, и я люблю. Движение к идеалу бесконечно!»
В учебном плане были предметы, названия которых говорят о содержании: «Азбука Л. Н. Толстого» (изгнанники начала 20 века учили своих детей в эмиграции только по ней, каких патриотов вырастили вдали от Родины!), «Час души», «Чаша жизни», «Этика жизни», «Философия русской духовности», «Основы православной культуры». Сколько замечательных открытых уроков провели для школы, города, края! По грустной русской традиции эта педагогическая система разрушена, но остались те же учителя, и основы взаимоотношений всё те же.
Конец столетия вызвал к жизни Международное движение «Красивая школа», в нём приняла участие и наша школа, став его дипломантом. «Красота спасёт мир», – как бы современники ни глумились над этим утверждением, но другого-то пути нет: ребёнка нужно растить с раннего возраста в атмосфере музыки, созерцания искусства, природы, смягчающих душу. Школа приблизилась к идеалу красивой по воле родителей и их детей, учителей и благодаря пониманию администрации города.
Сегодня наше старое здание выглядит достаточно благородно: в школе чисто, уютно, много цветов, разноцветные классные комнаты, на втором этаже представлены работы художников города, купленные на средства, выделенные администрацией Находторга, первый радует всех постоянно действующим вернисажем работ детей. Евгения ОПЕЙКИНА воспитывает в тиши талант одарённых, в прошлом учебном году во Всероссийском художественном конкурсе стали победителями 24 ученика школы.
 
- А привитие, кстати, трудовых навыков в чём в наши дни заключается, если школьники даже полы не моют?
- Трудовые навыки и полы – это, разумеется, не решение проблемы. Конечно, жаль, что и в стране бездумно ломаются первоосновы педагогики. Известно, что руки и голова взаимосвязаны в развитии человека. Были в школе оборудованные станками мастерские, мужчины-учителя давали мальчикам именно мужские навыки ведения дома, девочки рядом с талантливой Татьяной ЧИКЛИЧЕЕВОЙ, выпускницей школы, сотворяли чудесные вещи. Заменили труд на технологию, осталась для ребёнка опять головная работа. Разрабатывать проекты интересно, но всё же, всё же... поэт ФЕТ создал лучшее фермерское хозяйство своими руками, Толстой пахал землю, тачал для семьи сапоги, пианист с мировым именем Леонид КОГАН в своей мастерской делал потрясающие вещи... Впрочем, именно наши дети, живущие в частном секторе, менее всего оторваны от земли, живя на ней, знают цену физического труда простого человека.
 
- Прочитал на сайте 7-й школы, что это учреждение с «обогащённой образовательной средой с многовариантным выбором». Что конкретно означает эта фраза?
- Сегодня мы – филиал школы № 7 «Эдельвейс», это обидно режет слух, но в эпоху тотальной оптимизации замечательно, что здание осталось для детей микрорайона, а директор школы Татьяна ПЕТРИКАНТ полна замыслов во благо ребёнка.
В последние годы учителя участвовали в городской конференции по подготовке к новому этапу в образовании – освоению требований ФГОСов, публикуют свои методические находки на сайтах интернета, выпускают отдельные издания. В прошлом учебном году во Всероссийском конкурсе методических проектов «Мой родной край» наши коллеги Татьяна МИРОНОВА, Галина МИХАЙЛОВА и Светлана ЯИЦКАЯ заняли 3-е место, а Людмила СИЛИНА и Ирина ШИНДЛЕР в разработке проекта по патриотическому воспитанию «Сеем умное, доброе, вечное на ниве учительского труда» получили диплом 2-й степени. Второклассники Надя КОЛГАНОВА и Данил ШЕВЦОВ, под руководством Силиной, награждены Российскими дипломами 1-й и 2-й степени.
В школе 200 детей, она живёт своей обычной учебной жизнью, но в предъюбилейные дни все мы с тёплым чувством говорим стилизованные пушкинские слова: «Друзья мои! Прекрасен наш союз! Он как душа – неразделим и вечен! …Пусть процветает школа! Наставникам, хранившим юность нашу, всем честию, и мёртвым, и живым, не помня зла, во благо воздадим!»

- А сами какими достижениями гордитесь?
- Горжусь более всего... туалетом. Звучит весьма прозаично, но, работая директором в 90-е годы, много времени отдала этим примитивно простым хлопотам. А если серьёзно, то благодарна коллективу за интересную жизнь в годы реализации толстовских принципов обучения и воспитания. Рада тому, что из моих первых выпускников во врангелевской школе четверо стали учителями русского языка и литературы.

- В Вашем кабинете имеется мультимедийное оборудование. Зачем оно словеснику, когда Вы его используете?
- Когда-то пользовалась диапроектором, ставила грампластинки, прикрепляла небольшие иллюстрации на доску, теперь техника сделала этот процесс ярче, эмоциональнее. Толковые художественные, документальные фильмы, презентации, чтение актеров в музыкальном сопровождении, крупным планом репродукции картин – это интересно, жаль учебного времени маловато: «Служенье муз не терпит суеты».

- Что сами читаете? Какие авторы, литературные герои любимые?
- Перечитываю Владимира НАБОКОВА. «Тайный русский календарь» Дмитрия БЫКОВА – чтение медленное, съездила в Приморскую филармонию на встречу с автором, нестандартно мыслящим человеком. Любимый поэт – Осип МАНДЕЛЬШТАМ, прозаик – Андрей ПЛАТОНОВ.

- Не школой единой жив учитель... Чем увлекаетесь?
- Свободное время заполняю посещением музыкальных вечеров, жду с нетерпением поездки в оперу, послушаем «Травиату». Редко, но путешествую, посетила литературные места: Михайловское, Ясную Поляну, Тарханы, Мелехово. Везу детям фильмы, альбомы, сама фотографирую. Лето радует цветами на даче, чудесным садом, морем.
 

Комментарии 

 
#1 rebus 2014-12-04 08:58 Отличный материал о школе! И Тамара Александровна - увлечённый педагог и внимательный собеседник. Спасибо. С юбилеем, школа! Цитировать
 

Добавить комментарий

Ваши комментарии не должны содержать призывов к насилию, разжиганию межнациональной розни и экстремизму, оскорблений, нецензурной лексики, а также сообщений рекламного характера. Все комментарии, не отвечающие этим требованиям, будут модерироваться или удаляться.


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Авторизация

Информация

Партнеры

Реклама

.

Кто он-лайн

None

Статистика

Партнеры сайта