Skip to content

РИО Панорама

 
Информационный еженедельник города Находка
 Добавить в избранное      Сделать стартовой
 
Русское поле для игры в классики Материал в печатном номере Отправить на e-mail
Дмитрий Сапронов   
11.06.2014
Сразу два праздника, пусть и с разницей в неделю, открывают календарное лето: 6 июня - Пушкинский день, он же День русского языка, и 12 июня – День России. Совпадение символическое: ведь даже на Западе, говоря о нашей стране, вспоминают в первую очередь не икру, самовар или спутник и даже не водку, а Льва Толстого, Фёдора Достоевского и загадочную русскую душу, воплощённую для европейцев и американцев в их книгах. О том, как изменилась за последние годы русская литература и как возродить интерес к ней широкой общественности, корреспондент «РИО» побеседовал с главным библиографом МБУК ЦБС Ириной ХРИЕНКО.

- Последние 10-15 лет много говорят не только о невостребованности библиотек, но и о «смерти» русской литературы в целом. На Ваш взгляд, насколько это мнение соответствует действительности?
- Я работаю в библиотечной системе уже 25 лет, так что есть с чем сравнивать, и действительно, сегодня интерес людей к библиотекам падает. Были времена, когда посетителей у нас было так много, что гардеробщица буквально падала с ног от усталости! За книгами выстраивалась очередь на прочтение, а чтобы взять какое-то популярное произведение, нужно было ещё за ним «погоняться». Сейчас, конечно, этого нет. Большинство посетителей приходит в читальный зал за справочной и научной литературой, для написания курсовых работ или рефератов, а вот любителей художественной книги стало гораздо меньше. Впрочем, это не означает, что в обществе упал интерес к чтению. Просто часть читателей переключилась на альтернативные источники и носители информации – интернет, электронные планшеты и тому подобное. Что же касается русской литературы, то её хоронят чуть ли не со времён «Слова о полку Игореве», а она по-прежнему жива и даже пользуется успехом. Правда, в последнее время читатели больше интересуются книгами по истории, философии и экономике. Но это, в принципе, даже хорошо.

- Как же так, ведь принято считать, что «золотой век» отечественной словесности закончился в ХХ веке? Где же тогда современные Достоевские, Толстые, Есенины? Где живые классики?
- Пожалуйста – Виктор ПЕЛЕВИН. Конечно, его творчество воспринимают не все читатели, но ведь и ТУРГЕНЕВ или НАБОКОВ тоже не пользуются повальной любовью широких народных масс, верно? Кстати, у Пелевина есть замечательный роман «t», где действующими лицами выступают Лев ТОЛСТОЙ и Фёдор ДОСТОЕВСКИЙ. Причём антураж книги совершенно сюрреалистичен и к реальным писателям не имеет никакого отношения. Первая моя мысль при чтении была: «Ну как же так можно глумиться над классиками?!» А потом наступило понимание, что Пелевин-то, собственно, прав во всём. Ведь в чём наша сегодняшняя проблема? Мы отвыкли за формой видеть содержание. Классика воспринимается как картинка, состоящая из сюртуков, манишек, дамских шляпок и старинной мебели. Фи, как это устарело! Какая тоска этот ваш «Герой нашего времени»! Хорошо, переоденьте Печорина в футболку и шорты, княжну Мэри – в топик и мини-юбку. Изменится от этого содержание? Нет, это по-прежнему будет великолепная история о первой любви и столкновении её с предательством и подлостью человеческой души. Это устарело? Да нет, конечно.
А что касается того, что талантливых авторов у нас сегодня совсем немного, так их и во времена «золотого века» было всего ничего. Другое дело, что сегодня русская литература живёт «за счёт» писателей, чья молодость пришлась на эпоху позднего СССР. Возьмите Пелевина, который так удивляет современного читателя своей оригинальностью трактовок и знанием восточных философских учений. А ведь это просто нормальный уровень советского образования! Хороший институтский курс философии, работа в журнале «Наука и религия», где он много писал о буддизме… Отсюда и такие глубокие познания. Да и практически все современные хорошие писатели работают на «советском» образовательном заделе, тот же Захар ПРИЛЕПИН. Что сумеет дать литературе современная молодёжь – посмотрим лет через двадцать.

- Как приучать молодёжь к чтению классиков? Силком потчевать или надеяться, что сами, своим умом дойдут?
- Есть такой современный поэт – Дмитрий БЫКОВ, пишущий стихи на злобу дня про политику и про Путина, я, если честно, не великая поклонница его творчества. Так вот, я натолкнулась у него на любопытную мысль: «Нынешняя пропаганда чтения у меня вызывает неприятное ощущение. Всё странно подаётся – будто читать также трудно, как и отжиматься. И, скорее, напоминает беготню за кем-то с ведром чёрной икры и мольбой: «Попробуй ложечку». Но зачем это нужно? Если человек не хочет читать книги, понимать, как устроена русская жизнь, отвергает для себя этот пласт культуры – он инвалид...» Вот это в корне неверная постановка вопроса. Нужно именно приучать ребёнка к хорошим книгам! Понятно, что современный подросток привык воспринимать информацию визуально, ведь он с рождения имеет дело с телевизором, планшетом, компьютером. А чтение для него – тяжёлый труд, ведь словесные образы приходится переводить в «картинку» самостоятельно, силой воображения. Хорошо, давайте снимать по классике фильмы – только хорошие, на уровне! И молодёжь после просмотра потянется к первоисточнику, я это видела на примере сериала «Идиот» по роману Достоевского. Не успел ещё закончиться показ, как к нам в библиотеку пошли молодые люди: «А у вас «Идиот» есть?» Четверть века на полочке стоит, что ж ты раньше-то не читал?

- Должно ли государство спонсировать отечественную литературу? И нет ли в этом случае опасности, что бюджетные деньги пойдут авторам, которые пишут то, что хотят от них чиновники? Все ведь помним, как за казённый счёт миллионными тиражами издавалась идеологическая макулатура, которую никто не читал.
- Мне кажется, должно. Понятно, что русская литература пережила и самые трудные времена нашей страны и при этом осталась на плаву. Вспомните начало ХХ века: революция, гражданская война, разруха, голод, политические «чистки», и на фоне всего этого – «серебряный век» нашей поэзии. Сергей ЕСЕНИН, Анна АХМАТОВА, мой любимый Александр БЛОК… Однако сегодня времена сменились, и если мы не хотим «кормить» чужих авторов, которые транслируют в общество западные идеи и ценности, во многом далёкие от русских, то помогать отечественной литературе на государственном уровне нам всё-таки придётся. Это нужно хотя бы для того, чтобы спасти русский язык, который за последние годы изрядно засорился англицизмами и жаргоном на их основе. Вплоть до того, что я не всегда уже понимаю современных школьников! Если отдать нашу книгу на откуп издателям, мы получим то, что имеем сегодня – полные полки дешёвого фэнтези, брутальных боевиков «про войну» и однообразных «дамских» детективов. Упаси бог, я не утверждаю, что это какие-то плохие книги и читать их вовсе не нужно, хотя уровень многих произведений откровенно графоманский. Просто издательства «выдают вал», печатают то, что можно продать, не вкладываясь в автора и платя минимальные гонорары.
А опасность появления пи-сателей-коньюнктурщиков, желающих только поживиться за казённый счёт, есть всегда. Если на дюжину таких вот авторов найдётся один новый Достоевский, можно считать, что деньги были потрачены не зря.
 

Добавить комментарий

Ваши комментарии не должны содержать призывов к насилию, разжиганию межнациональной розни и экстремизму, оскорблений, нецензурной лексики, а также сообщений рекламного характера. Все комментарии, не отвечающие этим требованиям, будут модерироваться или удаляться.


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Авторизация

Информация

Партнеры

Реклама

.

Кто он-лайн

None

Статистика

Партнеры сайта