Skip to content

РИО Панорама

 
Информационный еженедельник города Находка
 Добавить в избранное      Сделать стартовой
 
Растит железных «журавлей» Материал в печатном номере Отправить на e-mail
Валерий Бельцов   
12.02.2014
Недавно своё 70-летие отметил Лев БОГАНОВ, один из первостроителей Восточного порта, почётный работник морского флота, заслуженный строитель РФ (таковых в Находке, кстати, всего двое!). Что символично, указ президента России о присвоении этого государственного звания был подписан 18 мая 2005 г., в день рождения нашего города. С генеральным директором ЗАО «Дальмормонтаж-Восточный» встретился корр. «РИО».

- Лев Николаевич, Ваша биография наверняка напоминает судьбы советских людей...
- Конечно. Родился в военные годы в Приморье. Папа был комиссован, работал военным корреспондентом в газете «Суворовский натиск». Рано ушёл из жизни. Мне пришлось пробиваться своими силами. Закончил 7 классов в Спасске-Дальнем, потом с друзьями случайно увидел объявление и поехал в Сахалинскую мореходку. В 19 лет приехал в торговый порт Находки. Как сейчас помню: февраль 1963 года, оттепель, ручьи журчат, солнышко греет. Через полгода перевели в управление «Дальмормонтаж». Закончил заочно Одесский институт инженеров морского флота. За 51 год трудового стажа на одном предприятии прошёл все ступеньки – мастер, прораб, старший прораб, начальник участка, главный инженер.

- Восточному порту 28 февраля исполняется 40 лет. Вы связаны с ним несколько десятков лет, были непосредственным участником пуска причала первого перегрузочного комплекса 27 декабря 1973 года. Расскажите, как это было...
- Мне тогда было 30 лет, стал начальником участка «Дальмормонтажа» в Восточном. Когда причала ещё не было, три первых крана монтировали в Находке крупными узлами и в ноябре плавкраном «Богатырь» туда перетащили. А строители ДМГС там ещё в 1969 году проводили большой объём земельных работ.
К концу того же ноября намечалась сдача мостового перегружателя, а с полмесяца был ветер силой 15 метров в секунду. Работать при таком ветре нельзя. Монтажники жили на площадке и ловили буквально каждый час. За 10 дней до Нового года (а тогда объекты сдавались к этому празднику, 1 мая или 7 ноября) наступила тишина, и нам пришлось работать буквально сутками. И всё-таки к 27 декабря успели. Люди собрались на большой организованный митинг, а мы в это время завершали последний «штрих», сгоняли с эстакады перегружатель. Я, чумазый и невыспавшийся, от усталости зашёл в вагончик и расслабился. Разбудили большие начальники, в том числе начальник порта ВАСЯНОВИЧ и его зам БОЧКОВ, их рабочие места, к слову, с полгода были в моём вагончике.
Ну а официальной датой рождения порта считается 28 февраля 1974 г., когда вышел приказ Минморфлота о его образовании и ему дали юридический статус.

- Какие ещё объекты в Восточном порту Вам наиболее памятны?
- Потом пошло по нарастающей: монтировали перегрузочную технику на щеповом, контейнерном и угольном комплексах. Особо памятен, конечно же, угольный. Три года на нём трудились, смонтировали за это время 40 тысяч тонн металлоконструкций и оборудования. Это 50 тонн в день! Было довольно сложно, поскольку в те времена, в 1976-1979 годах, мы не были обеспечены такой грузоподьёмной техникой, как сейчас.
Запомнилась сдача вагоно-опрокидывателя. На месте заседал штаб, возглавлял его первый секретарь горкома партии Николай Афанасьевич КУКСОВ. Как раз декабрь, опять месяц с ветром. А нам кровь из носу нужно установить второй этаж вагоноопрокидывателя, а его вес с оборудованием - 80 тонн. Эту коробку длиной 60 метров, шириной 12 и высотой 10 метров смонтировали и подтащили к фундаменту в ожидании штиля. И вот заседание штаба, 22 часа вечера, ветер стих. И прозвучала команда начинать монтаж. В тёмное время суток его по технике безопасности проводить нельзя, но партия наш рулевой, ей виднее, поэтому пришлось приказ выполнять.
С одной стороны этой конструкции стоял тяжёлый 100-тонный кран, с другой - два поменьше. И когда осталось подвести миллиметров 200, словно пушечный выстрел грохнул, и махина начала обрушиваться, одна конструкция стала резать другую, как бумагу. Но, слава Богу, до конца не довалилась. Я был в полуботинках и, когда убегал от падающего на меня здания, потерял их в грязи, потом пришлось искать. Спустя минуты взобрался наверх и посмотрел, что случилось. Оказалось в темноте машинисты двух кранов не усмотрели за вертикальностью канатов, и на одном из них лопнула проушина. Стрела у крана стояла буквой «г», конструкция висела на честном слове.
Что делать? Утром должны прийти японцы, которые контролировали стройку. Подогнали другой кран, но с короткой стрелой, подкопали грунта, и он на него взобрался. Наши монтажники конструкцию варили-выпрямляли. К 8 утра она стояла на положенном месте. Но одна балка была деформирована сильно. Выкрутились перед японцами, сказали, что кран опёрся на шпальную клетку, и она выбилась, придётся менять. Претензий не последовало, но пришлось с недельку исправлять нарушение правил безопасной работы.
В Восточном наше предприятие провело полную реконструкцию щепового комплекса под Восточно-Уральский терминал, который перерабатывал минеральные удобрения. Инициировал создание этого терминала и курировал стройку мой друг Леонид Бочков.
Все наши объекты в порту не перечислить, но нельзя не упомянуть о недавних. Это участие в строительстве оснований для буровых платформ по проекту «Сахалин-II», монтаж контейнерных перегружателей для Восточной стивидорной компании.

- Какими стройками ещё гордитесь?
- До Восточного был начальником участка в порту Ванино, где строился третий перегрузочный комплекс. Смонтировали семь мостовых перегружателей и 18 портальных кранов разного типа. Подобная работа проводилась в Санкт-Петербургском морском порту, где была выполнена уникальная операция по переносу двух судопогрузочных машин, каждая весом 380 тонн в сборе, двумя мощными плавучими кранами в спарке. И на Сахалине делали судопогрузочную машину. В порту Владивостока не один раз монтировали контейнерные перегружатели.
Приходилось работать и за границей. В 1979 году Минморфлот пытался развязать тугой узел, который создался при перевозке грузов в Республику Куба. Тогда суда с народнохозяйственными грузами из СССР у причалов в Гаванском порту стояли месяцами, поэтому и решили механизировать порты и смонтировать краны. За три года установили 18 железных «журавликов». Кстати, агентствами Морфлота там последовательно командовали бывшие находкинские руководители ОСТРОВСКИЙ и ВАСЯНОВИЧ, а общение с иностранными специалистами привело к тому, что я понимаю и говорю по-английски и по-испански.

- Согласны ли Вы с мнением, что почти всё, что страна сейчас имеет, создано при Советском Союзе?
- Спорный момент. В те времена были весёлая жизнь и оптимизм, потому что в молодости всегда другое восприятие жизни. Другое восприятие жизни и у нынешней молодёжи. А согласен я лишь с мнением, что много предприятий необдуманно загублено. Но если новое и создаётся, то оно намного лучше старого.

- Как Вы оцениваете нынешнее состояние строительной отрасли?
- Её практически нет. Нет, например, треста ДМГС. Если при советской власти домостроение финансировалось государством, то сейчас строят, когда соберут деньги, а сейчас их у населения нет.

- Нужны ли отрасли и конкретно «Дальмормонтажу-Восточному» молодые специалисты?
- Нам они нужны, потому что средний возраст инженерно-технических работников – 55 лет. Во Владивостоке встречался с начальником производственного отдела ДВФУ. Высказали свои предложения. Теперь ждём ответа. Но, думаю, это будут «никакие» специалисты, потому что нынешнее обучение оторвано от практики. Даже с рабочими кадрами проблема есть. Если раньше предприятие имело право обучать их самостоятельно, набирать учеников и выдавать после завершения курсов свидетельство, то сейчас для этого нужна лицензия.

- Вы бывали во многих городах России. Как на их фоне смотрится Находка?
- Находка развивается в лучшую сторону. Когда я приехал сюда в 1963 году и жил в общежитии на Заводской, то и из радиоточки слушал новости, что скоро речка Каменка оденется в гранит. И вот наконец-то увидел, что мечта сбылась!

- Что позволяет держать себя в тонусе?
- В основном работа, она поддерживает жизненный тонус. Его желаю тем немногочисленным первостроителям, которые остались в Восточном порту. А молодёжи хочется напомнить, что они работают на том имуществе, на тех основных фондах, которые созданы старшими поколениями.
 

Добавить комментарий

Ваши комментарии не должны содержать призывов к насилию, разжиганию межнациональной розни и экстремизму, оскорблений, нецензурной лексики, а также сообщений рекламного характера. Все комментарии, не отвечающие этим требованиям, будут модерироваться или удаляться.


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Авторизация

Информация

Партнеры

Реклама

.

Кто он-лайн

None

Статистика

Партнеры сайта