Skip to content

РИО Панорама

 
Информационный еженедельник города Находка
 Добавить в избранное      Сделать стартовой
 
Лучшее учение – в школьной библиотеке Материал в печатном номере Отправить на e-mail
Галина Надеждина   
21.01.2014
Библиотекарь находкинской средней школы №7 «Эдельвейс» Татьяна ГИЛЁВА стала победителем городского конкурса «Лучший школьный библиотекарь». Это не первое признание её профессионального мастерства, в 2005 году она была одним из призёров такого же состязания на краевом уровне.

Тогда в награду Татьяна Анатольевна получила первый компьютер с программой «Электронный каталог» для своей библиотеки. Сегодня их уже несколько, есть также видеопроектор и выход в Интернет. За день здесь бывает 50-60 учеников. В чём секрет популярности обычной школьной библиотеки в то время когда принято считать, что интерес к чтению у ребят крайне низкий? Об этом наш разговор с лучшим школьным библиотекарем Находки.

- Татьяна Анатольевна, сколько книг в вашей библиотеке?
- У нас 21 тысяча книг. Самые старые - 50-х годов. Это классические произведения, например, Салтыков-Щедрин, Островский. Были ещё более древние издания, 1938 года, но мы их списали, потому что по санитарным нормам книги нужно подвергать обработке, а такой возможности у нас нет. Что касается обновления, то финансирования на это не хватает, но мы все равно покупаем книги, что-то приносят ребята в дар библиотеке из дома. При выборе новой художественной литературы я ориентируюсь на современных детских писателей, интересных детям. Таких немало - Тамара КРЮКОВА, Михаил ЯСНОВ и другие. По одной из книжек Крюковой - «Калоша волшебника» - я делала презентацию на городском конкурсе. Произведение не только познавательное, но и с юмором, учит детей, как побороть лень, как перестать злиться, как научиться себя хорошо вести. В прошлом году мы приобрели около 30 книг детских писателей.

- Что сегодня читают школьники?
- И классиков, и современных авторов. В прошлом году исполнилось 100 лет со дня рождения Виктора ДРАГУНСКОГО. Сегодня он входит в школьную программу, и его по- прежнему с удовольствием читают. Любят произведения Николая НОСОВА. Детям нравится то, что написано с юмором. Младшеклассников привлекают ярко иллюстрированные книжки, они предпочитают сказки. По-прежнему популярны журналы «Мурзилка», «Читайка», «Классный».
Ребята постарше интересуются фантастикой и приключениями. Девочки-подростки спрашивают книжки про первую любовь. Я им рекомендую Р. Фраермана «Дикая собака Динго» или Валентину Осееву «Динка». Они с удовольствием читают, говорят, что понравилось, а книгам этим не один десяток лет. Дело не во времени, а в качестве произведения, в тех переживаниях и эмоциях, вечных темах любви, дружбы, которые отразил автор и которые созвучны современным детям, так же как и их бабушкам и дедушкам когда-то. Не обязательно дети приходят с конкретными запросами, многие сами роются среди книг и выбирают то, что им хочется. Заметила, что всё чаще юноши интересуются философией, психологией, чего не было раньше. Изменился круг предпочтений, ребята стали задумываться над такими вопросами. Ну и, конечно, ученики спрашивают литературу школьного курса. Со временем нам пришлось пополнять фонды произведениями новых писателей и поэтов, ведь учебная программа меняется. Раньше не изучали Н. Гумилёва, З. Гиппиус, А. Солженицына, В. Шукшина, В. Шаламова. В среднем школьник берёт в библиотеке 15-16 книг за год, но есть такие, кто читает совсем мало, по 5-6 книг, а другие - по 50-60 книжек. Они в библиотеку заглядывают по нескольку раз за день. Это истинные читатели. Они быстро читают, умеют анализировать, могут пересказать какие-то интересные места, у них хорошая память и грамотная речь.

- Как давно Вы работаете школьным библиотекарем?
- 30 лет я работаю здесь, но вообще мой библиотечный стаж 38 лет. Я с детства любила читать. Родилась на Амуре в многодетной семье, и сами знаете, тогда не было ни телевидения, ни интернета, единственное развлечение - книги. После окончания школы я не раздумывая поступила в Биробиджанское культурно-просветительное училище, где было библиотечное отделение. Ни разу не пожалела об этом. Работала сначала в Хабаровском крае, потом приехала по приглашению в Находку, где мне очень понравилось, и я осталась. Была заведующей городской библиотекой, сюда перешла, потому что в то время район КПД активно развивался, строился, и здесь мне предложили жильё.

- Вашу библиотеку не миновали новые технологии, а что сохранилось от старых времён?
- Я заполняю от руки карточки читателя. Чтобы полностью перевести весь фонд на электронный каталог, необходим штрих-код для каждой книги. Такого мы не можем пока сделать, да и компьютер, бывает, выходит из строя. На мой взгляд, сегодня надежнее иметь и бумажные формуляры, куда заносятся все сведения о том, какие книги и когда взял ученик. Учётные документы я веду в компьютере. В «Электронном каталоге» у нас значатся книги, учебники, статьи, периодические издания. По этой программе ребята могут вести поиск книг или сами создать свой список литературы для чтения. Есть выход в интернет, благодаря чему дети готовят рефераты, доклады, презентации для уроков.
В этом году к 75-летию Приморья я объявляла конкурс «Улица, где я живу». Дети проводили исследовательскую работу, искали информацию о тех людях, чьи имена носят улицы нашего района – Фрунзе, Кирова.

- Насколько справедливо мнение, что нынешние дети не читают книг?
- Нельзя сказать, что интерес к чтению полностью утерян. Наверное, меньше стали читать для себя, для души, как мы это делали когда-то. Хотя могу сказать, что младшеклассники приходят очень часто. Родители всё-таки прививают им любовь к чтению, стараются.
Но у современных детей сегодня больше других интересов и развлечений: компьютерные игры, видеоигры, интернет. Да и времени у них не всегда хватает, они заняты не только уроками, но и кружками, спортивными секциями.

- Как привить ребёнку любовь к чтению?
- Многое зависит от родителей. Если родители изначально читают ребёнку каждый день хотя бы по 20 минут, обсуждают с ним прочитанное, то любовь к книгам проявится.
Нужно развивать интерес к произведению, прочитав отрывок, обсудить его, предположить, что может случиться потом с героями. Поговорить о них, кто хороший, кто плохой, попробовать озаглавить по-другому книгу. Если ребёнок сам умеет читать, можно внести элемент театрализации, читать по ролям, разными голосами. К сожалению, многие перестают читать книжки детям, когда те идут в школу, а ребёнок ещё не готов это делать, он не может самостоятельно вникнуть в содержание, для него это непростой труд. К 4-5 классу дети начинают читать осознанно. Насильно ребёнка не приучишь читать, так можно вообще охоту отбить.

- А Ваша любимая книжка в детстве?
- Валентины Осеевой «Динка» и «Динка прощается с детством». Я до сих пор её перечитываю.
 

Добавить комментарий

Ваши комментарии не должны содержать призывов к насилию, разжиганию межнациональной розни и экстремизму, оскорблений, нецензурной лексики, а также сообщений рекламного характера. Все комментарии, не отвечающие этим требованиям, будут модерироваться или удаляться.


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Авторизация

Информация

Партнеры

Реклама

.

Кто он-лайн

None

Статистика

Партнеры сайта